За другие площадки не скажу, а в Музее ПИН РАН праздник удался.
Лекции и экскурсии были чрезвычайно интересными. К сожалению, время лекций ограничено, каждому следующему лектору приходилось ждать, ибо предыдущего публика не хотела отпускать. Да и темы лекций были таковы, что каждой есть желание посвятить гора-а-а-аздо больше времени.
Ну что ж... Основная цель таких мероприятий - заинтересовать, "зацепить" человека. И такая цель была с лихвой достигнута. Огромное спасибо
Дмитрию Зимину и его
фонду "Династия"! (Мне крайне отрадно, что такие династии порождает моя родная земля.)
Всего лекций на площадке Палеонтологического музея было 4.
Первую,
"Кризисы - ключевые вехи эволюции" читал
Еськов Кирилл Юрьевич. Думаю, в представлениях этот человек не нуждается, т.к. достаточно известен как популяризатор науки, как автор фантастических и научно-популярных произведений. Его перу принадлежит книга
"Удивительная палеонтология. История земли и жизни на ней".Кратко, самую суть лекции можно
услышать вот здесь.
Кирилл Еськов, палеонтолог:
На моей лекции была куча народу, еще больше, чем в прошлом году. Причем я узнал некоторое количество людей, которых я видел в прошлом году, я считаю, что это высокий комплимент! И вообще по-моему, несмотря на все титанические усилия по искоренению образования и науки, остаются безумцы - и в довольно большом количестве – и мы их и окормляем. Я полагаю, нам следует продолжать этот Резистанс!Лекция №2:
"Эволюция живого: на грани простого и сложного". Она также проходила в форме экскурсии по залам музея. А читал ее
Константин Евгеньевич Михайлов. Удивительный человек,
фотохудожник (это надо видеть), замечательный ученый, автор-составитель
книги "Живой мир" (а также «Птицы мира», «Звери мира», «Заповедники России», «Жемчужины природы России», «В горах Кавказа»). Ему удалось практически невозможное, рассказать о сложном популярно. А еще попутно меня озадачить (я уже 3 дня рекомендованную им литературу по теме читаю
), так как он осветил очень интересный подход к пониманию механизмов эволюции. Основную идею можно почерпнуть из
тезисов Шишкина с сайта А. Маркова. Подробнее есть там же в библиотеке, но более популярно, к сожалению, ничего мной не найдено.
Светлана Анатольевна Бурлак, лингвист, индоевропеист и автор общих работ по компаративистике и происхождению человеческого языка, прочитала лекцию на тему
"Становление языка". Эта тема вызывает, по понятным причинам, интерес как биологов, филологов, антропологов так и широких слоев любознательных людей. Аналогичную лекцию (но не то же самое, однако)
можно посмотреть здесь. Ну и, конечно, есть насущная необходимость для понимания темы обратиться к книге этой чудесной женщины и замечательного популяризатора науки:
"Происхождение языка". А я вот этого вовремя не сделал, хоть и давно хотел.
"Догоним и перегоним" наш девиз теперь, придется задним числом наверстать.
Ну и последней по времени (но не по значению) оказалась лекция
Владимира Анатольевича Цимбала, палеоботаника, автора
книги "Растения: параллельный мир" и популяризатора науки (а кто там не крупнейшие и лучшие наши популяризаторы, однако?
) Тема лекции
"Что и как изучают палеоботаники?" И если какой-то интерес и ажиотаж вокруг палеозоологии наблюдается (в основном из-за спекуляций на динозаврах, правда), то тема палеоботаники известна широкому кругу в гораздо меньшей степени. И напрасно, ведь растения - автотрофы и продуценты (иногда консументы низшего порядка), соответственно, вся пирамида жизни на Земле стоит на них. А это делает и особо важной тему эволюции растений, как своеобразного "фундамента" экосистем, тесно завязанного с другими Царствами живого мира. Да и понимание эволюции вообще без палеоботаники было бы просто невозможным. Лекция Владимира Анатольевича проходила у витрины палеоботаники, так что ее можно тоже считать лекцией-экскурсией, она имела наглядный характер. Что-то ей аналогичное того же лектора
смотрите здесь.
Было круто. Побольше бы нам таких мероприятий.