91+1http://sapojnik.livejournal.com/2357885.htmlЯ уже обращал внимание в предыдущем посте на странный перекос в реакции на катастрофу Ту-154: погибло 92 человека, но большую часть времени все мусолят имя одного, точнее, одной из погибших – Елизаветы Глинки, она же «доктор Лиза». Во множестве выходят посвященные ей ток-шоу и телепередачи, в газетах о ней большие статьи и биографические очерки, но «официальная» реакция не так уж и важна: куда примечательнее, что и «в народе» нешуточные баталии идут именно вокруг нее, люди обсуждают ее жизнь и гибель так страстно, так неистово ругаются друг с другом – словно у тысяч и тысяч с ней какие-то глубоко личные отношения!
Почему так? Многие, конечно, тут же узрели в такой «узконаправленности» внимания чуть ли не след «мировой закулисы» или проклятых либералов. Другие, попроще, мигом записали Елизавету Глинку в евреи – мол, понятно, такая скорбь и такой «пиар» только потому, что «евреи жалеют свою» (тут характерна безнадежная уверенность наших тоскливых антисемитов, что, будь Глинка русской, о ней бы никто не пролил ни слезинки – то есть о своей собственной эмпатии к соотечественникам наши «жидоборцы» все знают прекрасно и иллюзий не питают).
Однако вдаваться в бездны конспирологии и жидомасонского заговора нет желания; хочется найти причину попроще. Почему всех так взбудоражила гибель именно «доктора Лизы»?
Пожалуй, тут сработало правило роя. Рой никогда не жалеет своих – у него вообще туговато с самосознанием. Для нашего мрачного общественного духа почти все погибшие на военном Ту воспринимаются как люди служивые, подневольные; им приказали – они и полетели. Это равно относится и к военным хористам, и, как ни странно, к журналистам – в массовом сознании, во всяком случае в том, что касается телевидения, массовое сознание уже давно «к штыку приравняло перо», то есть журналист предстает человеком, который без звука летит, куда скажут, и пишет то, что ему скажут. Ну а уж про военных летчиков что говорить…
91 человек на борту подсознательно воспринимаются, по всей видимости, как именно «масса» без собственной воли: они полетели, но у них не было выбора. А человек без собственной воли волей-неволей воспринимается как не совсем человек: он передоверил свою жизнь каким-то сторонним силам (в данном случае Минобороны) – и что особо переживать, если эти силы его подвели?
По всему получается, что из всех летевших в проклятом рейсе Елизавета Глинка была единственным СВОБОДНЫМ человеком; единственной, поднявшейся на борт по собственной воле, не будучи никем принуждаема. Есть даже основания сказать, что Глинка была единственной на борту, кого механизм Министерства обороны вез на договорных отношениях – а не как собственное недвижимое имущество.
Вот поэтому Глинка и забрала на себя 50% внимания. Подневольные «винтики» погибли – но про них не думают, это не в правилах советского человека. Подневольные люди и должны гибнуть – ведь служение государству, да еще воюющему – это постепенное втягивание в мясорубку, кто ж в совке (и постсовке) этого не понимает. Еще давно это очень четко сформулировал наш фронтовой поэт: «Нас не нужно жалеть – ведь и мы б никого не жалели». Очень точно подмечено!
А вот гибель Глинки – единственного добровольца! – что-то все-таки всколыхнуло в наших заскорузлых душах. В гибели добровольца есть что-то неправильное; ведь свободный человек – это ЖИВОЙ человек, а живые не должны погибать. Ну и, с другой стороны, живые, по всем законам зомби-мира, вызывают утробную злобу у не вполне живых – что тоже понятно и всегда было (отсюда и такая ярость – на первый взгляд ничем не мотивированная – к уже покойной Елизавете).
Когда человек по доброй воле идет вместе с обреченными на смерть – это всегда производит впечатление. Вспоминается Януш Корчак, педагог, который вместе со своими подопечными детьми поехал в Дахау, в газовую камеру. Немцы говорили ему открытым текстом – «А вы можете остаться», но Корчак отвечал отказом.
Да и, собственно, легенда о Христе построена во многом на этом невольном восхищении: Христос идет на смерть и принимает крестные муки – хотя, с точки зрения верующего, он вполне мог бы этого избежать, он же бог. Но нет…
Я не сравниваю «доктора Лизу» с Христом; я вообще не думаю, что в нашем обществе сколь-нибудь сильны религиозные чувства. Но мне кажется, что такое вот повышенное внимание к гибели именно «доктора Лизы» - это, в общем-то, здоровая реакция.