Реферат: тема «сисек» в культуре человечества
Исполнитель. Голубева Е.М. Научный руководитель. Белоненко М.Б.
1. Общее описание предмета. Актуальность темы «сисек».
«Сиськи», как культурологический объект, представляют собой символическое отражение женской груди в фольклоре и художественной культуре. Символизм женской груди связан с функциями вскармливания, а также с эстетико-эротической функцией этой части тела. Изображение «сисек» встречается на археологических артефактах начиная с эпохи раннего палеолита. По мнению ряда ученых, схематичные изображения сисек появляются более миллиона лет назад в зачаточном искусстве архантропов (homo erectus). Эти древнейшие протоскульптуры представляют собой обтесанные камни грушевидной формы. Линиями сколов и на них намечены: в нижней части (изображающей широкие бедра) - развилка ног, а в верхней – относительно небольшие «сиськи». В позднем палеолите (20 – 30 тысяч лет назад) появляются женские скульптуры с ярко выраженными «сиськами». Этот период знаменует рождение искусства – особого феномена, отражающего в художественной форме общественные идеалы эстетики.
Образ «сисек» для наших далеких предков, символизировал сытость, безопасность, домашний уют, сексуальность, плодовитость, и связанный с этими понятиями оптимистический взгляд в будущее. Значение этого образа универсально, так что он не утратил своего значения и в современную эпоху. «Сиськи», как культурологический образ, стали сопровождать любое более или менее художественное представление сексуальности в фольклоре, литературе и изобразительном искусстве (включая фото, кино, видео и компьютерную графику – т.е. техногенные формы художественного представления идеала женской красоты индустриальной эры и информационной постиндустриальной эры).
С «сиськами» маленький человек имеет дело с первых часов самостоятельной жизни. Они становятся для него не только первым источником пищи, но и первым явлением окружающего мира, обеспечивающим комфорт (младенец часто тянется к «сиськам» просто ради ощущения спокойствия и безопасности). Таким образом, в ментальном смысле, архетип «сисек», как естественной материалистической гуманитарной ценности, лежит в корневых слоях коллективного бессознательного.
Как будет показано ниже, развитие темы сисек от палеолита до информационной эры представляет собой цепь последовательных эстетических превращений. Поступательное развитие идеала сисек идет с регулярными колебаниями, воспринимаемыми обществом, соответственно, как мода на модерн или на ретро. С точки зрения марксистской философии, это связано с действием трех основных законов диалектики в контексте развития производительных сил и производственных отношений в обществе.
По Фридриху Энгельсу: -1- единство и борьба противоположностей; -2- переход количественных изменений в качественные; -3- отрицание отрицания.
Раскрытие темы «сисек» в каждый исторический период было связано с господством той или иной общественно-экономической формации с соответствующим хозяйственным и религиозно-мифологическим фоном. 2. Естественные идеалы «сисек» от палеолита до ранней античности. Стиль жизни палеолита предполагал предельно прагматичное отношение к жизни. Добыть пищу, обеспечить безопасность, родить, выкормить и вырастить потомство. Идеал женщины соответствовал этому стилю: у нее широкие бедра, крепкое тело и прямая осанка. Представление о том, что идеалом палеолита были огромные «сиськи» – не верно. Гипертрофированные груди – не гарантия обильной лактации. Посмотрев на классическую (для палеолита) статуэтку из Вестониц, можно заметить: бедра у нее очень широки, но грудь пропорциональна, хотя и более вытянута по сравнению с современными моделями (что, как и более выпуклый живот, связано с более частыми родами). В палеолите встречаются отклонения от этого образца - очень тучные или очень худые фигурки, но такой разброс имеет место и в более позднее время, вплоть до наших дней.
Вестоницкая статуэтка выполнена из обожженной глины примерно 25 тысяч лет назад в Центральной Европе (Чехия). Но в других регионах и в более позднее время мы читаем об очень похожем идеале пропорций женской красоты. В древнеиндийском письменном источнике «Шатапатха-брахман», относящемся уже к веку бронзы, описывается идеал женщины: «бедра широкие, груди развиты, талия узкая». Здесь следует указать, что слова «тонкая талия» следует понимать в смысле: тонкая по сравнению с животом и бедрами – что мы видим, в частности, на вестоницком образце.
Этот же идеал описан в литературных памятниках ранней античности, с использованием аллегорий, связанных с хозяйственной деятельностью того времени (что еще раз доказывает правильность диалектико-материалистического подхода к анализу истории эстетики, и, в частности, истории развития идеала «сисек»).
«Живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое - ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои - как два козленка, двойни серны… стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда» (Древний Ближний Восток. Библия. Песнь Песней)
«Все члены ее не слишком толсты и не худощавы. Ее голени хотя и мускулисты, однако щиколотки не выделяются, и не видать жил; линия ляжек образует овал правильной формы, колени едва виднеются, они как бы исчезают в полноте ее пышного тела. Ее седалище образует правильно закругленную, как колесо, линию, оно пропорционально разделено, и на каждой половине виднеются посредине по маленькому углублению. Кружок ее пупка едва заметен, но он образует углубление на слегка выгнутой середине живота и покрыт тремя красивыми складками. Ее красивые, пышные груди высоко вздымаются, и выпукло на них выделяются два сосца». (Древняя Индия. Дандин. Приключения десяти принцев).
Таким образом, можно утверждать, что идеал пропорций тела не изменился за 20 тысяч лет и идеальные «сиськи» в течении всего этого периода представлялись одинаково.
3. Античный период: естественный и элитарный взгляды на «сиськи».
Биологическую целесообразность палеолитического идеала показал Иван Ефремов в романе «Лезвие бритвы». Там же он привел критику тенденции изображения субтильных женщин с «мальчишеской» фигурой в искусстве 1-й половины XX века. Подобные противоестественные тенденции в искусстве возникают в соответствии с законами диалектики и принципами исторического материализма.
Распад единого представления об идеале «сисек» на два противоположных представления связан с распадом общества на антагонистические классы, что хорошо демонстрируется разницей между эстетическими идеалами в восточных деспотиях и ранних республиках. Возьмем в качестве примера Египет и Элладу.
В Египте, где правящий дом (семья фараона) устанавливал колоссальную дистанцию между собой и подданными, от искусства требовали показать яркое отличие аристократа от простолюдина. В аристократическую эстетику была возведена противоестественность. Идеалом стала женщина с тонкой талией, маленьким задом, широкими плечами и плоской, практически не заметной грудью. Так Нефертити – египетский идеал красоты - субтильная женщина с «мальчиковой» фигурой, практически без признаков пола.
Искусство Эллады с ее демократическими традициями, не ставило перед собой задачу резко отделить аристократию от народа, поэтому здесь мы видим более естественный идеал, называемый «микенским». Афродита-Венера, символ женской привлекательности, изображалась с развернутыми плечами (подчеркивавшими прямую осанку), широкими бедрами, и относительно тонкой талией. На классических скульптурных образцах, при росте 164 сантиметров, окружность ее груди составляет 86, талии - 69, а бедер - 93. Эллинская оценка женской красоты обращала больше внимание не на грудь, а на бедра и тазовый пояс, отсюда один из титулов Афродиты: «каллипигос» (букв. прекраснозадая).
Современный «модельный» идеал обычно характеризуют соотношением 90 – 60 – 90 при росте 175, т.е. с точки зрения современного модельера, Афродита слишком приземиста, у нее маловата грудь, толстовата талия и слишком широки бедра. Модельер палеолита, со своей стороны, сказал бы, что у Венеры хороший рост, но «девчоночья» фигура. Бедра слишком узкие, живот плоский, а не выпуклый, и грудь недостаточно вытянута. Тем не менее, в целом он бы Венеру одобрил - и в этом был бы солидарен с современным европейцем (не модельером). Идеал модельеров является элитарным и искусственным (как и в древнем Египте) и не отражает реального общественного идеала. Вытянутая фигура с гипертрофированными «сиськами», патологически зауженной талией и ужатыми бедрами выполняет ту же функцию элитарного идеала, что и «мальчиковые» фигуры в древнем Египте. Народу такие нездоровые и противоестественные «идеалы» не нужны.
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|