Долой стыд (общество) Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Общество «Долой стыд!» (1924—1925) — движение радикальных нудистов в СССР (существовало главным образом в Москве, хотя имеются сведения об акциях общества в других городах, в частности — в Харькове и Саратове).
Документов о деятельности общества почти не сохранилось. Участники движения исходили из убеждения, что единственным олицетворением демократии и равенства может служить только нагота. В 1922 году в Москве проводились вечера Обнажённого тела, позднее проводились шествия в Москве и Харькове[1][2]. Члены общества ходили по Москве совершенно нагими или надевали лишь ленту через плечо с надписью «Долой стыд!».
Ряд исследователей воспринимает историю создания этого общества как очередной этап разрушения в раннем советском обществе традиционного идеала маскулинности, логично последовавший за упадком религиозности, декриминализацией гомосексуализма и абортов, а также признанием фактических браков и заявленным стремлением к обеспечению равенства полов[3]. Писательница Н. В. Баранская в своих мемуарах связала возникновение общества с политикой официальных властей, стремившихся изжить в людях чувство стыда как проявление ханжества[4].
В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) Н. И. Бухарин в рамках кампании против оппозиции Г. Е. Зиновьева (Апфельбаума) подверг критике моральное разложение молодёжи, назвав в числе примеров такой деградации деятельность общества «Долой стыд»[5]. По воспоминаниям Варлама Шаламова, нарком здравоохранения Н. А. Семашко выступил со статьёй в «Известиях» о вредных последствиях для здоровья практики хождения без одежды в большом северном городе. Милиция стала решительно пресекать акции общества и добилась полного их прекращения[6].
В искусстве Общество «Долой стыд» упоминается в романе Л. И. Гумилевского «Собачий переулок»[7] (Собачий переулок: Роман. М.; Л.: Молодая гвардия, 1927 (по факту 1926); Рига: Грамату драугс, 1928. (Б-ка новейшей лит.; Т. XXIV)), в книге Ирины Муравьёвой «Мы простимся на мосту»[8], в фельетоне Евгения Петрова 1924 года «Идейный Никудыкин»[9].
В 1994 году украинский режиссёр А. И. Муратов снял художественный фильм «Долой стыд!» по мотивам повести Миколы Хвылевого «Сентиментальная история», рассказывающий о судьбе романтичной провинциальной девушки, приехавшей в Москву в разгар НЭПа.
В мемуарах А. Р. Трушнович (один из руководителей НТС) так упоминает об обществе в своей книге «Воспоминания корниловца (1914—1934)»: В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь и отплевываясь, выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых «детей солнца и воздуха», и возмущенные люди спасались от них бегством. Опыт не удался, выступления апостолов советской морали вызвали такое возмущение, что властям пришлось прекратить это бесстыдство.
— Трушнович А. Р. "Воспоминания корниловца (1914—1934)" Примечания Stites R., Revolutionary Dreams:Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford, 1991. P. 133 Brooke C., Moscow: A Cultural History. Oxford, 2006. P. 77 Mosse G. L., The Image of Man: The Creation of Modern Masculinity. Oxford, 1998. P. 127—128
_________________ "спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.
|