Это все хорошо (в смысле философских определений), но многословно, мутно, а потому ни о чем. А нам нужна ясность и четкость.
Суть научного метода проста и древнее цивилизации.
Мы пытаемся что-то объяснить или понять. "Почему так?" Мы придумываем объяснение, пытаемся угадать. Из этого нашего объяснения следуют некоторые предсказания. Если оно верно - они исполнятся. Мы их проверяем, если все исполняется - объяснение считается верным, если нет - отбрасывается и придумывается новое. Подробнее у нас было здесь.Как легко заметить, таким образом и получается главное достоинство науки: предсказательная сила.
Мой любимый пример, который я придумал для детей - "лежащая змея":
Представьте, что вы идете по лесу, в руке палка. И на тропе лежит гадюка, не шевелится. Спит? Затаилась? Сдохла? Дохлая не укусит, если через неё переступить. Живая отреагирует на раздражение. Это нам известно из опыта. Что же делать? Да надо просто ткнуть в неё палкой. Поставить эксперимент. Если уползет, зашипит - жива. Нет - дохлая. Для надёжности повторить несколько раз.
Аналогично можно перевести на гвозди, например. Как мы вообще поняли, что гвоздь можно вбить в дерево? Предположим, что у нас нет знаний на эту тему, зато есть деревяшки и гвозди. Пробуем - в одну вбилось. Мы можем выдать гипотезу: гвозди вбиваются в дерево, потому что твёрже. Ок, поставим ещё эксперимент - вобьем в дерево другой породы. Вбилось? Ок, в третью. И вот у нас уже выведен эмпирический закон: гвозди вбиваются в дерево.
И это научный метод, независимо от того, понимали ли мы это или нет.
Как видим, он очень прост. Его использовали люди очень-очень давно, его даже
дети используют.
Вот этот путь и используется в науке: догадка - предсказания - проверка. Это ещё не всё, но это ключевое.