Форум атеистов Рунета

Текущее время: 27 апр 2024, 14:39

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 108 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 17:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Дмитрий Быков + Ирина Лукьянова // «iностранец», 5 декабря 2000 года
рубрика «Дискуссии»


«Когда вы в последний раз решали квадратное уравнение?— спрашивает газета Washington Post.— Ну-ка, быстро — дано: ax2 + bx + c = 0, требуется вывести формулу решения квадратного уравнения». Вокруг школьной математики уже который год ломаются копья в западной прессе.

Британское министерство образования в этом году затратило 55 млн. фунтов на национальную программу математической грамотности; ради популяризации науки наук оно спонсирует программу Math Year-2000, которая проводит всяческие мероприятия для всех возрастов и поддерживает в сети сайт весёлых задачек. В той же сети проходят бурные онлайновые дискуссии с участием преподавателей, учёных и всех заинтересованных лиц. Только что вскипела дискуссия в британской The Guardian: лектор по философии образования в Лондонском университете образования Стив Брэмолл заявил, что математика — ограниченное средство описания мира, и предложил изучать вместо неё социологию. Его поддержал Пол Эрнест, профессор математического образования из Exeter University. Предположение вызвало бурю возмущения; математики и учителя признали мнения коллег некомпетентными, а один из защитников обиженного предмета хотя и признал, что после экзамена по высшей математике никогда больше не испытывал в ней ни малейшей потребности, но заявил: «математика была самым большим наслаждением в моей жизни, пока в ней не появился секс».

Ещё несколько лет назад Washington Post опубликовала печальную статью о жизни семьи из Фэйрфакса, штат Вирджиния: родители, придя домой с работы и перехватив по бутерброду, бежали в школу заниматься алгеброй — и не потому, что она была им жизненно необходима. Они забыли все иксы и игреки по окончании школы, и теперь должны были заново продираться сквозь них, чтобы помочь детям. Случай типичный: алгебру изучают все, и только малая часть понимает, зачем. Ли Стит, президент Национального Совета преподавателей математики, говорит: «Алгебра — это вопрос гражданских прав в новом тысячелетии». С чего бы? Дело в том, что без алгебры нельзя сдать тест SAT (Scholastic Aptitude Test); без него резко сужается выбор колледжей. Правда, для многих специальностей SAT не требуется вовсе…

В школьной системе в США школьники, которых учителя считают талантливыми, занимаются алгеброй с 8 класса (с 14 лет), просто способные начинают с девятого, а наименее способные — ещё позже. При этом среди 8-9-классников, занимающихся алгеброй, очень мало представителей нацменьшинств, из-за чего как раз и поднимается вопрос о гражданских правах. Появилось мнение, что алгебра открывает дверь в колледж, и алгебру стали насаждать, чтобы эта дверь не захлопывалась ни перед кем. В штате Милуоки ввели общеобязательную шестилетнюю программу алгебры. В результате 40% девятиклассников в Милуоки имеют по ней стойкий неуд. Благодаря этому у них не хватает зачётов для перехода в 10 класс, поэтому они продолжают сидеть в девятом или бросают школу. «Если какая-то дверь и открывается,— иронизирует психолог Джеральд Брэйси, исследующий проблемы школьного тестирования,— то не в колледж, а вон из школы».

Брэйси приводит потрясающую цифру: даже в технологически развитых странах только четырём процентам населения для работы нужны знания, выходящие за рамки простой математики. Очевидно, место предмета в зарубежных школьных программах ещё будет пересматриваться, потому что дискуссия отнюдь не закрыта. В России дискуссии происходят главным образом между мамами и детьми — в духе «На кой мне вообще учить эту гадость». Бесчисленные теоремы становятся объектом издевательств в школьном фольклоре с незапамятных времён: «Дано: тело лезет в окно. Допустим, что мы его не пустим. Требуется доказать, как оно будет вылезать». В отличие от США, в нашей стране математика обязательна для всех, и в целом наши дети знают её лучше, чем юные американцы. Американским детям в российской школе надо многое нагонять, маленькие россияне в американских школах оказываются в первых учениках, расслабляются и отстают от отечественной школьной программы. Недавно в одной российской школе показывали контрольные для старшеклассников представителям нидерландского технического вуза: те до сих пор пребывают под впечатлением.

Считается, что с математикой у нас всё в порядке и её место в школе пересмотру не подлежит со времён бурной дискуссии 1976 года в «Литературной газете». Тогда публикация частного мнения одного профессора высшей математики «Икс равен нулю» — о том, что гуманитариям необязательно грызть точные науки,— вызвала шквал негодования как раз со стороны гуманитариев: вы хотите, чтобы мы не знали современной картины мира? И робкие ответы профессионалов насчёт того, что гуманитарий всё равно эту картину не в силах вообразить, никого не остановили. Даже председатель гильдии преподавателей математики (а также поэт и депутат Мосгордумы) Евгений Бунимович на каждом шагу твердит: математика — не для всех, хватит мучить будущих филологов! Но пока его никто не слышит, и Бунимовичу приходится из последних сил адаптировать свой предмет для тех, кто напрочь его забудет на другой день после получения аттестата.
Как говорит учитель математики и заместитель директора Учебно-воспитательного комплекса №1636 Альбина Комиссарова, математика обязательно нужна всем, но лишь до девятого класса включительно. То, что проходят в десятом и одиннадцатом, и даётся не всем (особенно тяжела стереометрия), и пригодится впоследствии только будущим технарям. Однако специализация, так теперь порицаемая в западной школе, российской почти не коснулась: экзамен придётся сдавать всем, и одно из заданий непременно включает элементы высшей математики, которые изучают в 10-11 классах. Поэтому учителю приходится несладко: надо не только натаскать всех к экзамену, но ещё сделать это в кратчайшие сроки — два года назад в старших классах сократили количество часов на математику, но программу оставили неизменной, и времени не хватает. Требуется доказать, как оно, то есть родное образование, из этой ситуации будет вылезать. Возможно, времени станет хватать, когда появится двенадцатилетка, но специализации по-прежнему не гарантируют: нужными предметами в большем объёме старшеклассник может заниматься не вместо, а помимо обязательных предметов. Каждая школа выходит из положения по-своему. Та же Комиссарова специально для гуманитариев проводит междисциплинарные уроки: например, пирамиду они изучали на совместном уроке математики и мировой художественной культуры — и даже возвели собственный макет пирамиды.

В споре, нужна ли в старшей школе математика, её сторонники, как правило, рано или поздно утыкаются в три цитаты: математика — царица наук; она же — гимнастика ума; она же ум в порядок приводит. Позиции сторон в бесконечной дискуссии можно суммировать так.

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 17:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
За: 1) математические знания нужны не только технарям — без знания матстатистики нельзя быть хорошим медиком, социологом, маркетологом. 2) Математика даёт системность мышления, нужную в любой профессии, и способствует формированию правильной картины мира. 3) Математика — это музыкальный, красивый, творческий предмет, дарующий эстетическое наслаждение.

Против: 1) Логика и статистика — не то же самое, что дифференциалы, интегралы и котангенсы, съедающие драгоценное время. 2) Математика даёт ложное представление о том, что всякая задача обязательно имеет верный ответ (а жизненные задачи его обычно не имеют), и едва ли способна формировать правильную картину мира. 3) Математика — это двойки, мучения и страх экзамена, и в этом нет ровно ничего от наслаждения.

Правда, у математиков есть резонный контраргумент насчёт факультативности их предмета: давайте тогда не будем пичкать детей Толстым и Достоевским. Во-первых, они сами всё это прочтут с гораздо большим удовольствием, а во-вторых, где гарантия, что философия Пьера или Андрея пригодится им в жизни? На что гуманитарии пылко отвечают: современная школа и так совершенно не заботится о душе, математика никак её не воспитывает, а литература хоть заставит вспомнить, что в мире есть богатые и бедные, в этом внезапно обнаружившаяся актуальность нашей классики… Впрочем, начиная с упомянутой дискуссии 1976 года в печати появляются данные о том, что у математиков и физиков гораздо более чёткие представления о морали, социальной справедливости и корпоративной солидарности, чем у представителей творческих профессий. Выходит, математика приводит в порядок не только ум?

Но вот что интересно: если внимательно прочесть парные доводы «за» и «против», в них не обнаружится никакого противоречия. То есть для того, чтобы его не было, нужно совсем немногое: факультативность математики для старшеклассников и учитель-энтузиаст, способный ещё в средней школе дать ученику понять необходимость предмета для жизни. А если нет ни того, ни другого, а ребёнок каждый вечер рыдает над тетрадкой, что мы, родители, можем сделать?

Подсунуть ему «Задачник» Остера (нравится он, правда, далеко не всем, а бессистемность затрудняет пользование); в дальнейшем найти «Занимательную математику» Перельмана: ею зачитывались и упёртые гуманитарии. Делать уроки вместе с ребёнком и не бояться иногда сделать что-то и за него: дети перегружены с первого класса, а одинокая неравная борьба с задачей кончается победой гораздо реже, чем отвращением к предмету. Правда, в повести одного переориентировавшегося математика — в «Глаголе «Инженер» Александра Житинского — содержится совет: если ребёнок плохо усваивает математику, включайте во время занятий классическую музыку; гармония, в особенности если речь идёт о Бахе, очень располагает к алгебре. Мы со своей стороны горячо присоединяемся к этому совету: если ребёнок и не выучит математику, по крайней мере будет слушать что-то, кроме Земфиры.

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 20:40
Сообщения: 11888
На определённом уровне знания нужны как математики, так и Толстого с Достоевским. Ужасает, что обязательный набор школьных знаний часто стал подвергаться идеям пересмотра.

_________________
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Ученость есть мерзость и безумие перед богом, она — беснование» («Слово о человеке»); «Науки — плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума» («Письма о подвижнической жизни»).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
если б он не подвергался то учили бы закон божий:) впрочем и так учим-но пауза была

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:34 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 21:37
Сообщения: 32291
Откуда: Новороссийск
Ну можно же соединить Достоевского и математику. Дать гуманитариям задачу: Раскольников может зарубить 6 старушек за один час, а Мармеладова за 2 часа, за какое время они смогут зарубить 6 старушек вместе? Какое число старушек они зарубят за час работы? :mrgreen:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
ответ будет =1 ?

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 21:37
Сообщения: 32291
Откуда: Новороссийск
Там два вопроса. 1 ни в каком не является ответом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 21:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 20:40
Сообщения: 11888
Евгений писал(а):
если б он не подвергался то учили бы закон божий:) впрочем и так учим-но пауза была

Так я про науку, а не про мракобесие. Закон божий - ссанными тряпками, естественно.

_________________
Святитель Игнатий Брянчанинов: «Ученость есть мерзость и безумие перед богом, она — беснование» («Слово о человеке»); «Науки — плод нашего падения, произведение поврежденного падшего разума» («Письма о подвижнической жизни»).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 22:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
sergey писал(а):
Там два вопроса. 1 ни в каком не является ответом.
а по мне так в обоих-если конечно не сводить все к математике а соединить Достоевского и математику.ведь после убийства первого двойного убийства-Раскольников полностью раздавлен-а старуха там одна :)

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 сен 2019, 22:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Несвятой Дух писал(а):
Евгений писал(а):
если б он не подвергался то учили бы закон божий:) впрочем и так учим-но пауза была

Так я про науку, а не про мракобесие. Закон божий - ссанными тряпками, естественно.

ну вы написали что вас ужасает сама идея пересмотра ..
у моего деда был предмет каллиграфия..а у мамы -нет-видимо когда его "пересмотрели"..хороший был предмет? ну у к деду понятие "почерк2 вообще нельзя было применять..вроде буквы не печатаные -письменные..но читались как книжные
а я например вообще от руки писать разучился

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 108 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 11  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB