Дмитрий Быков + Ирина Лукьянова // «iностранец», 5 декабря 2000 года рубрика «Дискуссии»
«Когда вы в последний раз решали квадратное уравнение?— спрашивает газета Washington Post.— Ну-ка, быстро — дано: ax2 + bx + c = 0, требуется вывести формулу решения квадратного уравнения». Вокруг школьной математики уже который год ломаются копья в западной прессе.
Британское министерство образования в этом году затратило 55 млн. фунтов на национальную программу математической грамотности; ради популяризации науки наук оно спонсирует программу Math Year-2000, которая проводит всяческие мероприятия для всех возрастов и поддерживает в сети сайт весёлых задачек. В той же сети проходят бурные онлайновые дискуссии с участием преподавателей, учёных и всех заинтересованных лиц. Только что вскипела дискуссия в британской The Guardian: лектор по философии образования в Лондонском университете образования Стив Брэмолл заявил, что математика — ограниченное средство описания мира, и предложил изучать вместо неё социологию. Его поддержал Пол Эрнест, профессор математического образования из Exeter University. Предположение вызвало бурю возмущения; математики и учителя признали мнения коллег некомпетентными, а один из защитников обиженного предмета хотя и признал, что после экзамена по высшей математике никогда больше не испытывал в ней ни малейшей потребности, но заявил: «математика была самым большим наслаждением в моей жизни, пока в ней не появился секс».
Ещё несколько лет назад Washington Post опубликовала печальную статью о жизни семьи из Фэйрфакса, штат Вирджиния: родители, придя домой с работы и перехватив по бутерброду, бежали в школу заниматься алгеброй — и не потому, что она была им жизненно необходима. Они забыли все иксы и игреки по окончании школы, и теперь должны были заново продираться сквозь них, чтобы помочь детям. Случай типичный: алгебру изучают все, и только малая часть понимает, зачем. Ли Стит, президент Национального Совета преподавателей математики, говорит: «Алгебра — это вопрос гражданских прав в новом тысячелетии». С чего бы? Дело в том, что без алгебры нельзя сдать тест SAT (Scholastic Aptitude Test); без него резко сужается выбор колледжей. Правда, для многих специальностей SAT не требуется вовсе…
В школьной системе в США школьники, которых учителя считают талантливыми, занимаются алгеброй с 8 класса (с 14 лет), просто способные начинают с девятого, а наименее способные — ещё позже. При этом среди 8-9-классников, занимающихся алгеброй, очень мало представителей нацменьшинств, из-за чего как раз и поднимается вопрос о гражданских правах. Появилось мнение, что алгебра открывает дверь в колледж, и алгебру стали насаждать, чтобы эта дверь не захлопывалась ни перед кем. В штате Милуоки ввели общеобязательную шестилетнюю программу алгебры. В результате 40% девятиклассников в Милуоки имеют по ней стойкий неуд. Благодаря этому у них не хватает зачётов для перехода в 10 класс, поэтому они продолжают сидеть в девятом или бросают школу. «Если какая-то дверь и открывается,— иронизирует психолог Джеральд Брэйси, исследующий проблемы школьного тестирования,— то не в колледж, а вон из школы».
Брэйси приводит потрясающую цифру: даже в технологически развитых странах только четырём процентам населения для работы нужны знания, выходящие за рамки простой математики. Очевидно, место предмета в зарубежных школьных программах ещё будет пересматриваться, потому что дискуссия отнюдь не закрыта. В России дискуссии происходят главным образом между мамами и детьми — в духе «На кой мне вообще учить эту гадость». Бесчисленные теоремы становятся объектом издевательств в школьном фольклоре с незапамятных времён: «Дано: тело лезет в окно. Допустим, что мы его не пустим. Требуется доказать, как оно будет вылезать». В отличие от США, в нашей стране математика обязательна для всех, и в целом наши дети знают её лучше, чем юные американцы. Американским детям в российской школе надо многое нагонять, маленькие россияне в американских школах оказываются в первых учениках, расслабляются и отстают от отечественной школьной программы. Недавно в одной российской школе показывали контрольные для старшеклассников представителям нидерландского технического вуза: те до сих пор пребывают под впечатлением.
Считается, что с математикой у нас всё в порядке и её место в школе пересмотру не подлежит со времён бурной дискуссии 1976 года в «Литературной газете». Тогда публикация частного мнения одного профессора высшей математики «Икс равен нулю» — о том, что гуманитариям необязательно грызть точные науки,— вызвала шквал негодования как раз со стороны гуманитариев: вы хотите, чтобы мы не знали современной картины мира? И робкие ответы профессионалов насчёт того, что гуманитарий всё равно эту картину не в силах вообразить, никого не остановили. Даже председатель гильдии преподавателей математики (а также поэт и депутат Мосгордумы) Евгений Бунимович на каждом шагу твердит: математика — не для всех, хватит мучить будущих филологов! Но пока его никто не слышит, и Бунимовичу приходится из последних сил адаптировать свой предмет для тех, кто напрочь его забудет на другой день после получения аттестата. Как говорит учитель математики и заместитель директора Учебно-воспитательного комплекса №1636 Альбина Комиссарова, математика обязательно нужна всем, но лишь до девятого класса включительно. То, что проходят в десятом и одиннадцатом, и даётся не всем (особенно тяжела стереометрия), и пригодится впоследствии только будущим технарям. Однако специализация, так теперь порицаемая в западной школе, российской почти не коснулась: экзамен придётся сдавать всем, и одно из заданий непременно включает элементы высшей математики, которые изучают в 10-11 классах. Поэтому учителю приходится несладко: надо не только натаскать всех к экзамену, но ещё сделать это в кратчайшие сроки — два года назад в старших классах сократили количество часов на математику, но программу оставили неизменной, и времени не хватает. Требуется доказать, как оно, то есть родное образование, из этой ситуации будет вылезать. Возможно, времени станет хватать, когда появится двенадцатилетка, но специализации по-прежнему не гарантируют: нужными предметами в большем объёме старшеклассник может заниматься не вместо, а помимо обязательных предметов. Каждая школа выходит из положения по-своему. Та же Комиссарова специально для гуманитариев проводит междисциплинарные уроки: например, пирамиду они изучали на совместном уроке математики и мировой художественной культуры — и даже возвели собственный макет пирамиды.
В споре, нужна ли в старшей школе математика, её сторонники, как правило, рано или поздно утыкаются в три цитаты: математика — царица наук; она же — гимнастика ума; она же ум в порядок приводит. Позиции сторон в бесконечной дискуссии можно суммировать так.
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|