Навязанный долг: как противостоять новой уловке микрофинансовых организацийЦитата:
Некоторые микрофинансовые организации придумали хитрый способ навязать заём гражданину, который об этом и не просил.
…Татьяна Дмитриевна работает преподавателем в одном из московских вузов. Ей на карту неожиданно поступило 50 тысяч рублей, которые она ни от кого не ждала. Так как в сообщении не было указано, кто именно перевёл эти деньги (только какие-то непонятные цифры и значки), Татьяна Дмитриевна обратилась в свой банк. Она сообщила, что сумма была зачислена ей по ошибке. Но там ей ответили, что деньги направило некое физическое лицо с пометкой «микрофинансовая организация» (МФО). Татьяна Дмитриевна хотела отправить деньги назад, но выяснилось, что в базе банка помимо названия компании нет необходимых реквизитов, а зная только имя и паспортные данные отправителя, банк не может переслать ему деньги — нужен номер счёта.
Женщина решила связаться с МФО, которую назвал ей сотрудник банка. Ответивший на её звонок оператор подтвердил, что да, Татьяне Дмитриевне на самом деле предоставлен заём «под льготный 1%». Но на вопрос о реквизитах ей ответили, что для этого надо приехать в головной офис компании, который находится в Московской области, либо воспользоваться специальной опцией — в ответ на СМС, которое было ей отправлено (оказалось, что те самые непонятные цифры, которые пришли ей в сообщении вместе с переводом, — это номер договора), необходимо направить текст со словом «подтверждаю». Это якобы отменит получение займа и вернёт деньги в компанию. Татьяна Дмитриевна СМС отправлять не стала, а обратилась в полицию
…Женщине пояснили, что никаких признаков действий, за которые можно было бы привлечь к ответственности, пока не усматривается, и посоветовали обращаться в надзорные органы, например в Центробанк.
Татьяна Дмитриевна твёрдо решила избавиться от навязанной ей финансовой услуги и приехала в офис по адресу, который ей назвал оператор МФО. Женщина потратила целый день, заполняя многочисленные формы, которые были приложением к заявлению о возврате средств, и в итоге МФО согласилась принять свои средства назад, но выставила два дополнительных счёта. Первый — на 3000 рублей — проценты за пользование деньгами, ведь выяснилось, что заём был навязан под 1% в день и за те шесть дней, пока женщина добралась до их офиса, МФО желала получить свою прибыль. А второй счёт — на 500 рублей — за консультационные услуги, так как, по заверению сотрудников МФО, в тарифах компании прописан сбор, который Татьяна Дмитриевна обязана уплатить за помощь в оформлении документов. Женщина совершенно опешила от такой наглости, но решила, что бороться с этой МФО у неё больше нет сил, поэтому она перевела требуемую сумму на счета компании и только после этого смогла получить справку, что данная МФО больше к ней претензий не имеет.
…адвокат Первой межрегиональной коллегии адвокатов Рауль Магомедов. — Некоторые МФО научились навязывать свои услуги дистанционно. Однако именно в этой истории меня настораживает ещё и тот факт, что деньги женщине перевело физическое лицо, а рассчиталась она с юридическим. Наверное, ей всё же стоит обратиться с жалобой в прокуратуру. И ещё: устный отказ полиции принять у неё заявление — незаконен. Заявление женщины обязаны были зарегистрировать и предоставить ей ответ в письменной форме.
Правила возврата «случайных» денег
Если на ваш счёт поступает сумма (иногда крупная), которую вы не ждали и не должны были получить, то, как бы ни хотелось оставить эти деньги себе, лучше не рисковать, а вернуть их отправителю — так будет дешевле и безопаснее. Однако, как показывает практика, сделать это не всегда просто.
…Логично сразу же обратиться в банк, но вместо «душевной беседы» с банковским сотрудником необходимо оформить заявление о получении ошибочного перевода, взяв копию обращения, заверенную банком.
…Но банки редко дают письменные ответы быстро. Если из пояснений сотрудника, который принимал у вас заявление, вы понимаете, что банк, скорее всего, не сможет просто перечислить средства обратно (как это было в случае Татьяны Дмитриевны), то тут следует не дожидаться ответа, а сразу идти к нотариусу — фиксировать факт зачисления чужих денег и устанавливать реквизиты человека или организации, от которых был перевод. Дело в том, что проценты по таким займам начинают начисляться со дня зачисления средств на счёт клиента, а это значит, что время терять не следует.
С физическими лицами сложнее. Тут без похода в полицию не обойтись
…полицейские заявление не примут — стоит обращаться с жалобой в прокуратуру.
…через несколько недель после получения денег на ваш счёт начнутся звонки из МФО с требованием погасить проценты или сам якобы выданный вам заём.
…Обычно «звонилы» из МФО на этом не успокаиваются, при повторном звонке следует подать жалобу в Роспотребнадзор (обязательно приложив копию своего заявления в банк)
Количество силовиков зашкаливает. Страна запретов, где все нельзя. А вот просто защитить от мошенника даже если знают кто он, не могут или не хотят. Это не блогеров сажать.