Форум атеистов Рунета

Текущее время: 28 апр 2024, 00:01

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 сен 2021, 12:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
Есть полезные книги по теме:
М.Л.Серяков «Забытый прародитель человечества», М. 2012.
М.Л. Серяков «Сварог», М. 2014.
М.Л. Серяков «Богини славянского мира», М. 2014 .

Солнце у славян отождествлялось с Дажьбогом .
Луна = Месяц — полная Луна (ночное светило) могло отождествляться с Мараной, а Месяц — с Велесом. У болгар Луна — это Баба Гале.
Кометы = Хвостатые звёзды, предвещающие беды, несчастья, войны и смерть правителей.
Туманность Млечный Путь — рус. Небесная Дорога, Гусиная Дорога, Птичий Путь, Дорога умерших в рай, украин. Чумацкий Шлях и т.д.

Звёзды — души предков у славян, либо — серебряные гвозди в небосводе, яски, ясочки, зiрки…
Планеты — планиды, переходницы, блуждающие звёзды, небесные бродяги.
Меркурий — старо-чеш. Добропан.
Венера — рус. Денница, Вечерица, Утренняя звезда, Вечерняя звезда, Зорница, Зоря-Заряница, Преходница, Чигирь-звезда, белорус. Зирныця, чеш. Красопани, серб. Даница, пол. Подруга Месяца , пол. Волчья звезда…
У славян Венера отождествлялась с Макошью.

Марс — рус. Красная (Червоная) звезда, чеш. Смертонос.
Юпитер — чеш. Краломоц (Королевская мощь).
Сатурн — чеш. Гладолет (Голодное лето).


Созвездие Большая Медведица — рус. Стожары (колья или жерди, вколоченные в землю), Колесница, Большой Ковш (Корец), Сохатый, Лось, Воз, Телега, Повозка, Коромысло, Чипега, Конь на приколе, украин. Большой Воз с дышлом.

Полярная звезда — Серебряный Гвоздь, Кол, Путеводная звезда, Северная (Полночная) звезда, Прикол, Светлая звезда и т.д.


Созвездие Орион — рус. Кружилие, Косарь, Кичага (цеп для обмолота), Кривая Палка, Пояс, Собачка, Коло, Проходня, украин. Косари, Чепига (ручка плуга), помор. Коромысло, Грабли, македон. Рало (Орало), Небесный Плуг, белорус. Князь Бой, серб. Бабини штапи, болг. Тояги (Посох) и т.д.

созвездие Пояс Ориона — рус. Девичьи Зори, белорус. Тры Каралi (Три Короля) и т.д.
созв. Малая Медведица — рус. Малый Ковш, Возок, у поморов — Стражи.
созв. Водолей - рус. Мокрошь (Мокрешь).

звезда Сириус — рус. Зорица, Троян (?), у поморов — Звезда Летняя.
созвездие Телец — рус. Юнец (Бычок), Тур, Вол. Вероятно, отождествлялось с Велесом.
созвездие Плеяды — рус. Волосыни (жёны Волоса), Бабы, Птичье Гнездо, Утиное Гнездо, Наседка (курица) с цыплятами, Восожары, Сито, Решето, Стожары, Власожельцы, серб. Влашичи, украин. Квочка и т.д.
созв. Орёл — украин. Дивчина с коромыслом.


У многих древних индоевропейских народов и племён год начинался с весеннего равноденствия. На Руси год долгое время начинался с 1 марта (вплоть до 15-го века). Славяне пользовались лунно-солнечным календарём, у них , как и теперь, было 12 месяцев в году, в каждом месяце — 4 недели (седмицы).


Созвездие Плеяд у лужичан называется Косы, а у хорватов — Семь вил (русалок).
А.Н.Афанасьев «Живая вода и вещее слово», М. 1988 г.


Волос — украинское название созвездия Тельца.
Г.С. Белякова «Славянская мифология», М. 1995 г., с.37.


Славяне почитали ключевые моменты года, связанные с Солнцем:

Зимнее солнцестояние (сейчас 22 декабря) = Коляда, Коловрат, Коловорот.
Зимние святки — конец декабря — начало января.
Весеннее равноденствие (сейчас 21 марта) = древняя Масленница.
Зелёные святки = древний Семик = русалии (начало июня).
Летнее солнцестояние (сейчас 22 июня) = Кресень, Купало.
Осеннее равноденствие (сейчас 23 сентября) = Овсень, Таусень, Асень.


Звезда Альтаир (альфа созвездия Орла) = украин. Дiвчина.
М.Л.Серяков «Богини славянского мира», М. 2014 г., с.83.


Известно, что у русских липован в Румынии Млечный Путь называется Дорога Траяна (видимо, подразумевается император Траян, а не славянский бог Троян).


Из Поучения против суеверий: «Рожаницами языци нарицаютъ седмь звездъ, глаголемыхъ планиты, и кто въ какую планиту родится, то по тои планите любопрятся предвозвещати нравъ младенца… некии въ получая и случаи веруютъ, и въ родъсловъствие, рекше въ рожаницы, и въ обаяние по звездословию

М.Л.Серяков «Богини славянского мира», М. 2014 г., с.214.

Народные названия:

Млечный путь– Диких гусей дорога (Смол.), Батыева дорога (Тамб.,Тул.), Коромысла (Владим.)

Плеяды
Висожары (Смол., Орл., Тамб.,Тул.,Кур.,Калуж.)
Валасажар (зап.Брян.)
Стожары (Калуж.,Ряз.,Сарат.)
Уточка (Арханг.)

Большая медведица
Стожарье (Смол.)
Арба (Дон)
Вискожары (Калуж.,Ряз.)
Звездожар, Семизвёздье (Калуж.)
Ковш (Рязан.,Костром.)
Колесница (Орл.)
Лось (Арханг.,Волог.,Ильмень,Вят.,Новгород.,Тамб..Ярославс.)
Название Медведица является вторичным, сравни поговорку «Сожар-колесница не медведица, а на охоту манит» (Ермолов А. "Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах,поговорках и приметах". С.310)


Созвездие Ориона
Аршинница (Волог.)
Гнёздышко (Арханг.)
Девичьи Зори (Тульск.)
Петров крест (Новгород.,Рязанск)


Малая Медведица
Вышезар, Стожарье, Выссажир (Смол.)
Сохатый (Алтай)
Лось,Кичига (Арханг.)

Названия не повоторяющиеся в названиях известных созвездий –
Водонос (Калуж)
Гроб (Смол)
Змея (Арханг.)
Метла (Новосиб.,Смол. «звёзды врассыпную были на той стороне, метла звали»)
Шестерня (Смол.)


Венера
Зарянка (Смол.,Псковс.,Эст.)
Блинница (Псков.)
Зарница (повсеместно)
Вольчья Звезда (Арх)
Вечерница (Томс)
Вечерняя заря (Орл.,Вятс.,
Чигирь (Крым)


Полярная звезда
Кол-звезда (Семипалт.)
Полночная звезда (Волог.)
Прикол-звезда( Урал)
Зарница (Арханг., Сиб.)


Марс
Зарница вечерняя (Вятс.)


Сириус
Зорица


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 сен 2021, 12:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
"О чем ведает полная версия сказки «Колобок»? Основной текст сказки сохранен. В полном тексте этой сказки добавляется то, что Колобок, убегая от каждого из зверей (зайца, волка, медведя) терял по кусочку, по­тому что они успевали эти куски от него отхватить. Добежал до лисы уже огрызок Колобка. Лиса проглотила Колобок, подавилась им и выплюнула. Колобок, от радости крича, побежал к этим же зверям в обратном порядке, требуя отдать откушенное. И ему вернули все. Обратно на окошко к бабе и деду вернулся Колобок целым и невредимым.

Спрашивается, в чем мораль сказки? Наш великий русский поэт учил, что «в сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В чем урок? А морали нет, даже не ищите. Сказка космогоническая, речь в ней идет о лунном затмении («луна, проглотившая огрызок Колобка» - это солнце, «поглотившее луну»). Звери - заяц, волк и медведь - это созвездия. Следуя через них, небесный спутник Земли придет к этому важному кос­мическому событию. Почему важен мотив откусывания кусочков от луны? И это объяснимо. Луна меняет свои фазы.

Наблюдая за движением этого ночного небесного светила, зная ключ к этой сказке, каждый мог прогнозировать это небесное явление. Объясните мне, почему именно эту сказку мы читаем первой своим детям? Почему лунное затмение так важно, что в такой простой форме, запоминаемой на всю жизнь (ведь текст сказки мы можем воспроизвести без особого труда даже в любом возрасте), взрослые рассказывают уже многие поколения этот небесный миф?

Среди русских сказок много таких, в которых фигурируют звери. Зодиак, известный нам из Древней Греции, говорит тоже о животных. Почему же мы отказываем себе, своему народу в том, что у нас тоже может быть свой - славянский - Зодиак? А он есть, думаю, астрономам и астрофизикам большого труда бы не составило восстановить картину нашего -славянского - звездного неба. И тогда все споры о том, «откуда есть пошла Земля Русская», были бы разрешены не очень простым, но посильным решением этого вопроса. Ведь наверняка сказки о животных говорят о каких-то небесных событиях («Рукавичка», «Теремок», «Лиса и петух» и пр.).

Есть еще одна сказка, которую мы читаем нашим детям обычно второй (после «Колобка»). Называется она «Курочка Ряба». В сказке тоже нет ни явной, ни скрытой морали. Она не учит ни добру, не дает никакого урока, ну разве что «не разводите мышей, где хранятся продукты» (но, согласитесь, это - надуманная мораль!). Ключевые слова в этой сказке: «Курочка Ряба», «золотое яйцо», «пробежавшая мышь», «дед и баба». Рассмотрим их подробнее.

Всем известно, что яйцо - символ мира. Разбитое яйцо - символ созданного мира. Тем более что яйцо золотое - не простое! В финском эпосе «Калевала» говорится: «Из яйца, из нижней части, вышла мать земля сырая; из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный». Китайский первопредок Паньгу, зародившийся в космическом яйце, рассек его на две части: Землю и Небо. Чистейшая космогония - наша сказка о Курочке...

Курочка Ряба - еще один символ. Рябая курица - не черная, ни белая, она - пестрая. Пестрота - символ хаоса, того мира, когда «свет не был отделен от тьмы» (как этот же процесс описывается в Библии). Так что гипотетический вопрос «Что было первое - курица или яйцо» наша сказка решает однозначно - курица была в начале. И именно эта курица символизирует хаос и начало нашего мира.

Еще один ключевой символ - пробежавшая мышь - совершенно неожиданно интерпретируется в «Этимологическом словаре русского языка» Макса Фасмера : «От мышь произведено мышина тропка "млечный путь"». То есть пробежавшая мышь - это обозначение этой ее тропки -Млечного пути. Скажите - неожиданный символ. И, главное, нами забытый!
Дед и баба фигурируют почти во всех русских сказках. Даже если они не очень важны в сюжете, в начале сказки они упоминаются почти в обязательном порядке. По всей очевидности, в нашей культуре когда-то существовала религия, подобная японскому синтоизму - культу предков. Дед и баба - предки, их время относится к давней старине. Формула «жили-были» указывает на историческое время.

Дед и баба в сказке «Курочка Ряба» обозначают наших предков. Спрашивается, почему они рыдают, если цель - создание мира - была достигнута, пусть не ими, а мышью? От обиды или еще по другой причине? Думается, здесь указывается на то, что не ими мир создан, потому что мышь в русской лингвокультуре - это тоже символ предков (домашние мыши считаются духом дома, поэтому в доме Бабы Яги живет именно мышь - помощница девочек, которые туда попали для прохождения обряда инициации). То есть наш мир создан предками наших предков (на это указывает опять же словарь Макса Фасмера : млечный путь - это «дорога, по которой душа отправляется на тот свет»; звезды в славянской культуре - это души тех, кто уже умер). Мышь - очень сложный символ нашей культуры.

Обращает на себя внимание знание, которое доносит нам эта русская сказка - что наш мир расположен в области Млечного Пути. Согласитесь, это знание о многом говорит.

Собираем сказку о курочке Рябе: мир был создан предками наших предков в области Млечного Пути. При этом курочка, обещавшая деду и бабе снести другое яичко - простое - не золотое, явно обманывает. Пест­рушки несут только красные/ желтые (золотые) яйца. И как много обрядов и традиций, связанных с крашением яиц в этот цвет в нашей культуре, которые мы до сих пор практикуем! То есть действие сохранилось, а причина этих действий нами уже успешно забыта. А жаль!

Наш язык доносит до нас многие удивительные знания, уже непонятные нашим детям, забытые и, тем не менее, востребованные современностью. Метафоры, которыми мы пользуемся, скажут очень многое при пристальном рассмотрении. И выводы о том, что скрывается за ними, подтверждаются сказками...."

***
инфа отсюда:

https://www.perunica.ru/forum/topic_613/1


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 сен 2021, 13:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46491
Откуда: г. Псков
Цитата:
Скажем, существительное, которым ныне принято называть женщину лёгкого поведения, – как на лекции, разливался тот, – не всегда являлось непристойным. Мало того, оно даже не всегда обозначало женщину. Взять протопопа Аввакума. Вот он приводит мнение Дионисия Ареопагита: «Дитя, али не разумеешь, яко вся сия внешняя блядь ничто же суть, но токмо прелесть и тля и пагуба!» В данном случае «внешняя блядь» – всего-навсего планеты, «блудячие звёзды», предмет астрологии, с которой, как вы знаете, Аввакум боролся беспощадно. А само слово происходит от «блудить», «блуждать», «заблуждаться»…

– А что тогда «внутренняя блядь»? – неожиданно спросил кудесник.

Залуженцев опешил, заморгал.

– Простите… – пробормотал он. – Вот в таком разрезе… мне как-то… ни разу в голову… А вы сами как считаете?

– А ты мозгами-то пошевели, пошевели, – подначил старый чародей. – Если «внешняя блядь» – это звёзды небесные, то внутренняя – это что? А? Вот то-то и оно, Аркашенька! Это нравственный закон внутри нас. Дальше давай…

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2021, 12:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
ОТСЮДА:

Астрология в традиционной культуре восточных славян: краткий очерк:
"Астрология, как псевдонаука, прочно занимает свое место в современной жизни человека (вспомните, например, гороскопы, тематические сайты, передачи на телевидении, объявления в журналах, газетах и т.д.) и нередко занимает в «чартах» позицию наравне с новейшими изобретениями человека. Неслучайно тему «славянской астрологии» и «славянских» гороскопов разрабатывают многие любители, члены неоязыческих общин и т.д. Целью данной статьи-очерка является попытка критически описать «астрологические» народные представления восточных славян на базе фольклорных материалов Полесского Электронного Архива, фольклорных записей XIX–XX вв., а также личных полевых записей автора.

Что такое «народная» астрология? К сожалению, фольклорные записи не дают возможности выявить существование разработанной народной астрологической школы или гороскопов, вроде классической средневековой астрологии (определение судьбы человека и событий по расположению планет и других объектов на звездном небе). Некоторые элементы классической астрологии, как, например, астрологические лексические единицы, могли попасть в народную среду из широко распространенных переводных книг с греческого и еврейского языков – «Небо», «Христианская топография» Космы Индикоплова, «Космография», «Шестокрыл», «Шестоднев», «Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина , «Зодій», «Звездочетие» и др. Как, кстати, и названия планет (и само слово «планета», «планида», через польск. plаnеtа с лат. plаnētа: греч. πλανήτης«блуждающий», ἀστηρ πλανήτης «блуждающая звезда, планета» и зодиакальных созвездий – «... тыи звезды что ся любятъ. овенъ с близнецы ... а левъ со весом. а дева со скорпеом. а ваги со стрелцомъ ...», Близняк, Козорог, Водолеі . Изображения классических знаков зодиака можно найти на иллюстрациях к «Розариуму...» (1672–1677 годы, г. Глуск) А. Тарасевича, а названия встретить в современных полевых записях: зорка Баран, Блізнюкі, Вадаліў, Казярог, Баран, Бык, Лев. «Па тым, пад якой звяздой нарадзіўся [чалавек] маглі казаць, які характар будзе ў чалавека: Бык – упарты. Вясы – тры звёздачкі, а па баках ад іх яшчэ некалькі, як вясы на небе. Казярожац – звязда ў студзені», «Рыбы, Вясы, Казярогі, Дзевы, толькі як на пенсію пашла, у газетах пачыла находзіць», «Знакі задыяка не ведалі і нават не цікавіліся тым, што распалажэнне зорак у час нараджэння чалавека «нясуць» які-небудзь уплыў на характар ці будучы лёс».

Существовал ли местный «звериный зодиак», к сожалению, точно ответить нельзя. Литовский историк Й. Вайшкунас, интерпретируя 12 изображений на ковше-«братине» XVII в., который находится в музее деревни Раубичи Минской обл-ти, предложил гипотезу об их астрологическом происхождении. Согласно этой гипотезе, изображения соответствуют 12 древнебалтийским знакам зодиака, среди которых «классические» Близнецы, Весы, Стрелец, Козерог, а также Казёл, Конь, Вершнік, Журавель, Алень и др. В своей работе Брюкнер привел и раскритиковал представление Иеронима Пражского о том, как якобы 12 знаков зодиака освободили Солнце, разбив башню молотом. Сравните с белорусским заговором: «Ішло з вышняга неба дванаццаць малайцоў і няслі дванаццаць тапарусоў». Вообще образ двенадцати персонажей довольно распространен в восточнославянском фольклоре, поэтому можно ожидать создания новых современных интерпретаций фольклорных текстов, например, календарных и астрологических.

«Народная» восточнославянская астрология существует в форме, похожей на первоначальные астрологические практики древнего Междуречья, то есть предсказания судьбы общества или человека по значимым редким событиям (солнечное затмение, появление на небе кометы и т.д.) или случайным событиям (появление метеора, определенное расположение звезд относительно человека, других небесных тел и т.д.). Базовым представлением народной «астрологической» системы является верование в то, что у каждого человека есть своя звезда на небе. Создается ассоциативный ряд между качествами человека (характер, судьба, социальный статус и т.д.) и звезды (яркость, расположение, окружение, скорость и т. д.). В этом смысле, народная астрология находится в оппозиции к классической астрологии, для которой характерно создание точных персональных гороскопов на базе подсчета координат небесных тел на небе.

Неотъемлемой частью астрологических практик является сам субъект, то есть человек, обладающий необходимыми уникальными знаниями и использующий их. В классической астрологии такой человек обычно совмещает функции астронома-ученого и философа-астролога: старобелорусск. астрол(и)о(к)г , польск. gwiazdarz , рус. звездослов. Но в народной астрологии такой человек становится частью мифологической системы, так как владение сакральными знаниями всегда ассоциировалась с чем-то неземным, «темным», непонятным, тайным, связанным с другим миром. Как правило, функция «народного астролога» свойственна ведьме, которая в традиционном восприятии имеет амбивалентный образ – злую ведьму (колдунья, чародей) и помогающую людям (знахарка, повитуха). Польский «планетник» – это человек, который якобы мог управлять погодой.

Согласно восточнославянскими верованиями, ведьма может снимать звезды с неба, чтобы привлекать чужие деньги (укр.). Чтобы снять звезды, она должна украсть с мотовила тальку, оставшуюся не домотанной с субботы на воскресенье. Потом в летнюю ясную ночь она летит в небо, обвязывает звезды, спускается на землю и стягивает их, пока не настанет полночь. Снятые звезды ведьмы держат в новых горшках в красном углу или в подвале. На Украине верили, что падающие летними ночами звезды ведьма ловит на рассвете в сито и просеивает по полям, чтобы заколдовать зерна на голод, мор и т.д. «Przez sito wiedźma gwiazdę zawitą cedzi, tryska na żyto»(сравните с астронимом Сіта – «скрозь Сіта Бог прасеяў зярнятак жыта»). То же самое у поляков: ведьма своими заклятиями может ослабить свет звезды и даже уничтожить ее.

Следующее описание в одной из архивных книг Харьковской епархии рассказывает, как бабка научила некого Нестора (1750, село Люботино, Волковский уезд) определять по звездам злоумышленников. Несмотря на то, что сам он потом отрекался от своих слов, мол, обманывал людей, чтобы получить с них деньги, сам текст довольно интересный и дает определенные уточнения, пусть и с допущениями, о времени и практике гадания: «...Действует он ночью, в полночь встаёт, и идёт к воде, и смотрит, и там видит одну звезду, в которой звезде ежели у какого человека учинится воровство, покажется... В Петров пост живущая в том же селе вдова... спросила: хочешь ли выучиться смотреть на звезды и оттого угадывать о пропаже какой-нибудь, у кого сыскать? ... а потом, взяв его из воды, стала над ставом воткнув веретено тонким концом в землю, а на другом конце веретена, на котором прядывала в Георгиев день для волшебства, пускалась под небеса и сняла звезду и спустилась обратно с той звездою, которая подобием такова, как бывает полунощная ясная, и дала ему в руки подержать; а потом, взяв от него, пошла с ним в дом, и ту звезду положила в сенях под кадушку... На другую ночь вывела во двор и приказала смотреть на звёзды... И показывались ему на звезде человеческие имена, у каго пропало и кем украдено... Бабка его, Нестора, и звезду снятую держала в доме своём целую неделю, а потом отпустила его в дом, а звезду пустила в небо».

Надо отметить, что похищение звезды с неба можно сопоставить с мотивом похищения души человека, в особенности новорожденного. Когда святой Феодор Сикеот был еще в утробе матери, то та видела, как звезда сошла с неба и упала ей на лоно. Эта звезда указывала на многочисленные хорошие черты младенца. Представления же о похищении звезды могли быть связаны с апокрифической легендой о святом Сисинии (сюжет – дьявол в образе женщины Гилло крадёт детей, Сисиний освобождает их) с одной стороны и похищением первого огня культурным героем с другой.

Особым временем для прорицания судьбы являлось время рождения ребенка, то есть сакральное время, когда новый человек находится между этим и тем миром. Намеренно повитухи выбегали на улицу и смотрели на звезды: [Одна женщина во время родов] «Она вішла, глянула на зіры и сказала моёй матци: «Наталочка, якась у тебя дочка буде шастліва».
«Бабушка гаварыла: «Еслі раждаецца рэбёнак, і харошы, то ярка. Вот інагда, рожаніцы, когда прінімаюць выходзяць на вуліцу гледят. Гаварыла, што еслі ўбійца па іному яна свеціць, на вора тожэ іное.(«свеціць ці падае?»), не, не, вспыхівае. А еслі рэбёнак буде навучны, то яркая, яркая. Значыць буде нешта харошае».
«Дажа такі былі жэншчэны, што на зорькі гадалі. Старуха адна была, дак адна там радзіла дачку, так яна палядзела і што-та ана там знала. Дак кажа: «карацей, дзеўка родзіцца, но бяспарная, адзінокая будзе». А тады радзіўся... во эта другія, дык яна палядзела, бабка тая, дак кажа: «О, харашо, он і радзіўся «...і действіцельна было... Адна ра дзілась красавіца, сорак сватоў пасватала, а за ньякога не пашла і засталася адна. Вы панямаеце, як угадывалі. А што яны там, хто ж іх знае, як яны там зналі...»это ужо большая шыбка(?)», паглядзіць на неба, туды і глядзіць. Ну, вот на зорькі што-та яна глядзела... мала адна мо, што-то ярковато очень, но это (?)...ещё казала: «ещче девочка раділась бяспарная».


Несмотря на то, что основа народной астрологии очевидна – звезда понимается как душа человека, – реконструировать методологию прорицания довольно сложно, поскольку, как правило, народные «астрологи» скрывают свои знания. Тем не менее, анализ записанных текстов позволяет выделить некоторые характеристики методологии: Время гадания: «Гляну звечора, гляну i опiвночi, подивлюсь i перед свiтанком, тай знаю, де що діється», сама назначае дзень і вечар, Калядная ноч, «под молодік гадали в пятницу, в сераду. На Коляды, на праздники якие великие» , «якись чэтвер»;

Что предрекали: вернется ли человек с войны, продолжительность жизни ребенка, жив ли человек, жива ли скотина, судьбу ребенка, выйдет ли женщина замуж, погоду, судьбу больного человека; Какие совершают действия: считают звезды («Пашчытае, шчытае зорачки и скажэ: яго зорачки нет»), «чытаюць па зорах»;
Качество звезд и их расположение в пространстве: расположение звезд на небе, яркость звезд («Чыя яркая зорька, тый, говорят, шчасліва жыве, а еслі малая зорька – он плоха жыве, то это казалі»), количество звезд («калі дзяўчына відела шмат зорак на небе – у гэты год выйдзе замуж, калі не – заставалася жыць з бацькамі») , четное/нечетное количество звезд в паре («Як е купка зорок допары – чи четыре, чи шесть – жив. Як нема – погано, пропал, чи шо зробилось» );

Если звезда рядом с Луной, будет покойник; Если небо чистое, значит, скотина погибла, а если есть зорочки – то живая (тольки того дня як заблудится скотина);
«сколько зорок у кучки – стоко душ у семье будэ – у любое время [можно гадать]», «калі зоркі разам (на небе) – гэта сям’я большая»;
«як упаде на землю звезда, то тот человек (авт. – больной) умрэ, а як нэ, то будэ жіть», если человек жив, то звезда будет ясная, и «зойдуця» одна с другой, а если звезды расходятся, то человек уже мертв; «воны говорылы шоб зорка до зоркы зийшлася тоды воны всё моглы сказать», На Щедрец девушки гадали о женихе: загадывали, где чья звезда, и смотрели, какая и куда упадет - оттуда и жених будет (о метеорах);
(на 17 января нового стиля) девушки, чтобы узнать, сбудутся ли гадания, смотрели на небо: если Сажары (Большая Медведица) находится по правую руку – гадания сбудутся, если впереди «Девичьи зори» – нет (см. у него же подробно о гаданиях по «Чигирь-звезде» (Венере).

Гадания и предметы-медиаторы:
Кольцо: (на 14 декабря) «Кали хто венчалися, просим кольца, выходим во двор и дывимся, як зоры гаснуць, перабягаюць. Дывимся на гэта праз кольцо. Кали вернецца звезда, тады выдиш замуж»;
Рушник: «...дзевіца красавіца... шыла, вышывала, усякія зоры перабірала...» - косвенно упоминается в заклинаниях; «[ці гаварылі, што лёс чалавека залежыць ад зоркі?] Отражалася и крэпко. Каторыя на рушнику сшывали звязду, особенно Каця, Маня и Варвара, на Варвару все отражались вот этыя, ту звязду якую вышывали, пяцикрыльную».

Действия перед звездами: отдельно можно выделить не столько астрологические, сколько прагматические магические практики перед звездами: «памалюся, пакланюся ... ранняй (вячэрня) зорачцы», «…хрысцяцца на зоркі…», «У зорак прасілі, каб больш вяселляў было на сяле», ставили подойники под звезды/Луну - сколько звезд столько и молока будет , овчары окликают звезды, чтобы был большой приплод овец, на три утренние зори выставляют на мороз семена, выставляют пряжу на утренний рассвет.

Из собранного автором и приведенного выше материала видно, что для народной «астрологии» не характерны «точные» расчеты размещения небесных светил и составление «классических» гороскопов. Вместо этого присутствует элемент случайности (падение звезды, относительное расположение и т.д.). Кроме того, автором были приведены некоторые народные практики и характерные элементы методологии гадания по звездам."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2021, 12:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
С древних времён славянские племена владели хорошо разработанной лунно-солнечной календарной системой, основанной на трёхлетнем цикле, а позже — на 19-летнем. Как считает В.В.Титов, древние славяне рассматривали время как некую особую внешнюю магическую субстанцию, воздействующую на природу и человека в целом благоприятно или неблагоприятно. «Злые» и «добрые» периоды времени имели самую различную продолжительность: час, день, месяц и целый год. Самобытность древнерусской календарной астрологии заключается, по В.Титову, в том, что прогноз благоприятных и неблагоприятных периодов осуществляется на основании жёсткой календарной привязки к естественным природным циклическим процессам: либо лунно-приливной ритмике (лунник), либо электрической и сейсмической активности (молнияник, громник), а также по 28-летним циклам чередования дней недели и високосных периодов (колядник). Славяно-русская астрология обслуживала интересы сельской общины и крестьянского двора, давала прогнозы погоды, предстоящего урожая, приплода скота, эпидемий и эпизоотий, давала рекомендации крестьянину по лунному календарю о конкретных сроках посадки и уборки овощных и зерновых культур, забоя скота и т.п., давался также прогноз вероятности наступления социальных волнений, причина которых усматривалась в наступлении «злого» времени.

Древнеславянские календарно-астрологические сочинения отражают дуалистическое мировоззрение древних славян, т.е. периодическую борьбу добра со злом во времени. Основное понятие дуализма как магии времени возникло из естественного циклического процесса — чередования дня и ночи. День (добро) олицетворял верховный бог Перун, управлявший светлой частью суток, войной и молниями. Ночь (зло) олицетворял Велес, управлявший тёмной частью суток, лунной ритмикой, подземным и потусторонним миром. Из магии времени возникла магия чисел: счёт времени начинался с начала светлой части суток, находящейся под управлением Перуна, поэтому единица считалась счастливым числом, а вторая часть суток, находящаяся под властью Велеса, считалась несчастливой. Поэтому все нечётные числа были счастливые, а чётные несчастливые. Перун управлял сменой календарных лет, сменой четырёх сезонов года, сторонами света, четырьмя ветрами, рогом изобилия и судьбой (роком). Ему посвящался каждый первый день из четырёх сезонов. По характеру погоды в такой день осуществлялся прогноз погоды предстоящего сезона. Этот обычай сохранился и до наших дней: погоду гадают по Рождеству, Евдокии, Самсону и Покрову. Если условно принять, что Перун управлял внешними временными периодами (космическими), то Велес управлял внутренними биологическими ритмами, исчисляя с зачатия и кончая смертью, включая эмоциональное состояние и болезни, и изображался гигантским идолом с семью лицами под одним черепом, опоясанным семью мечами в ножнах, и держащим в правой руке меч. Каждое лицо со своим мечом символически изображало характер того или иного дня недели, а меч в руке был атрибутом бога смерти и загробного мира. Такова реконструкция астрологических представлений языческой Руси, приводимая В.Титовым.

После принятия христианства отношение к астрологии и астрономии на Руси было весьма настороженным. В поучительных наставлениях Средневековой Руси делались предостережения от занятий «науцею смрадною — халдейской остронумией». «Богомерзостен перед Богом всяк любяй геометрию… проклинаю прелесть тех, иже зрят на круг небесный: своему разуму верующий, удобь впадает в прелести различния; либо простыню (простоту) паче мудрости» — так наставительно предостерегает один из русских книжников своих читателей. Таким образом, не только астрология, но и такие естественные науки, как астрономия, воспринимались весьма враждебно. Скажем, псковский монах XVI в. Филофей возражал против использования системы небесных сфер для определения положений планет, утверждая, что нельзя отказаться от мысли, что планетами управляют разумные, двигающие их по собственной воле; следовательно, нельзя и допустить, что людям может быть известно движение планет. Приветствовались концепции, подобные следующей мысли Максима Грека: «Если небо движется и влечёт своим движением солнце, луну и звёзды на запад, то, стало быть, богодухновенное писание ложно глаголет: поставил небо, как шатер или комару, то есть твёрдо, неподвижно».

Церковный устав, утверждённый при кагане Владимире I, указывает, что «ветьство, зелейничество, потворы, чародеяние, волхвования» относятся к ведомству духовного суда; и за все эти преступления полагалось сожжение на костре. Хотя на Руси никогда не было торжественных аутодафе, как в Испании, но об отдельных случаях костровой расправы в летописях упоминается. Так, в 1227 г. в Новгороде «изжгоша волхвов четыре». В Никоновской летописи, где описан этот случай, упоминается, между прочим, о том, что бояре заступались за волхвов, но, к сожалению, не разъясняется причин этого заступничества. Татаро- монгольское нашествие усугубило упадок древнерусской астрологической традиции.

В западных русских землях, где были контакты с европейской наукой и культурой, астрология, очевидно, была известна больше. Так, в тех учебных заведениях, где была принята западная система квадривиума (например, в школах повышенного типа Полоцкого великого княжества), астрология входила в число основных изучаемых дисциплин. Хотя собственная астрология в Средневековой Руси практически не развивалась, с XIV в. получает хождение переводная астрологическая литература. В 1480 г. произошло сражение московских войск с татарской ордой на реке Угре, положившее конец татаро-монгольскому игу, а вместе с ним и культурной изоляции Московии/России. Во 2-й половине XIV в. — начале XV в. на Руси появляется большое количество переводной — прежде всего, византийской — литературы. В XV — XVI вв. возрос удельный вес переводов польской, немецкой и болгарской литературы. Среди этих сочинений были и произведения, излагающие астрологические понятия: хроника греческого писателя IX в. Георгия Амартола, который проповедовал практическую астрологию, хотя и критиковал её с точки зрения христианской догматики; роман «Александрия» Псевдо-Каллифена (II — III в.), где русский читатель находил подробный рассказ о деятельности астролога и мага Нектанава, связанной с различными эпизодами жизни Александра Македонского (есть в романе и гороскоп великого полководца); «Луцидариус» («Просветитель»), перевод с немецкого сочинения, дающий сведения о космографии, астрологии и географии; «Астрология» («Остроломия»), «Рафли», «Звездочтец — 12 звезд» и «Шестидневец» — астрологические сборники, в которых повествуется о знаках Зодиака, о прохождении через них Солнца и о влиянии всех этих обстоятельств на новорожденных младенцев и вообще на судьбу людей; по этим книгам составлялись всякого рода предсказания, в том числе и об общественных делах и событиях — войне и мире, голоде и урожае и т.п. В «Стоглаве» упоминается о том, что люди, затевавшие судебные дела, часто обращались к ведунам и «чародейники от бесовских научений пособие им творят, кудесы бьют и в «Аристотелевы Врата» и «Рафли» смотрят и по планетам гадают, и на те чарования надеятся поклепца и ябедник, не мирятся и крест целуют и на поли бьются». «Аристотелевы Врата» — это просто перевод очень знаменитой и древней афинской книги «Secreta Secretorum», по преданию будто бы написанной Аристотелем; «Вратами» в ней называются её подразделения, главы и части. Она трактует о разных тайных науках, в том числе об астрологии, медицине, физиогномике, а также содержит разные нравственные правила и рассуждения. В книгах «Громовник» и «Молниянник» заключаются рассуждения и предсказания о погоде, урожае, повальных болезнях, войне и мире, бурях и землетрясениях. Были ещё книги: «Мысленник» (трактат о создании мира), «Коледник» (сборник примет о погоде»), «Волхвовник» (тоже сборник примет), «Сновидец», «Путник» (трактат о добрых и злых встречах), «Зелейник» (описание целебных трав) и разные другие.

Эти сочинения распространялись в списках и были очень популярны, несмотря на то, что духовенство считало пользование такими книгами безумием: «В них же безумнии люди верующе волхвуют, ищуще дний рождения своего, санов получения и урока житию». Стоглавый собор (1551 г.) под страхом отлучения и проклятия запрещает иметь и читать «Рафли», «Шестокрыл», «Вронов грай», «Острологию», «Зодии», «Альманах», «Звездочет», «Аристотелевы Врата». «Домострой» запрещает православным христианам «чарование и волхвование и наузы, звездочетие, рафли, алманаки, чернокнижие…». В указе, изданном в 1552 г., повелевается «кликать по торгам, чтоб к волхвам, чародеям, звездочётам не ходили», и ослушникам угрожали опалой и духовным запрещением. «А если бы, — говорится в одной патриаршей грамоте XVI в., — в котором месте или селе будет чаровница или ворожка, сосуды диавольские, или волшебница, да истребится от церкви, и тех, которые диаволом прельстившися до чаровниц и до ворожек ходят, отлучайтеся».

В одном из рукописных сборников XVI в. в перечислении разных грехов находим: «Грех есть к волхвам ходити, вопрошать или в дом приводити, или чары деявше — опетимья 40 дней». Однако народ продолжал читать «отреченные книги». М.Орлов отмечает: «К любимейшим из этих книг относились те, в которых трактовалась наука о звёздах… Видно, что русский народ крепко их полюбил, вероятно, потому, что то, что в них содержалось, совпадало с его старыми верованиями, или потому, что в них дело шло о таких вещах, которые народ издревле считал важными и нужными». Рукописные астрологические книги были в ходу на Руси вплоть до XVIII в. С появлением печатной календарной литературы астрологические предсказания вошли в её состав и сделались неотъемлемой частью («Брюсов календарь» и др.). Несмотря на церковные запреты, в народе существовала даже особая профессия «гадателей». Не исключено, что эта профессия была унаследована ещё от языческой Руси с её своеобразным толкованием явлений астрономического характера.

Сохранились сведения об интересе к астрологии и в образованных кругах. В Новгороде в XV в. одно время усиленно занимались «наукой и звёздах». Это было связано с распространением ереси жидовствующих. В начале 1470-х гг. в Новгород приехал на жительство еврей Схария, выходец из Киева. Он проповедовал учение, признанное христианской церковью еретическим, в котором астрология играла существенную роль. Кроме того, Схария привёз с собой астрологические книги и благодаря своей деятельности приобрёл много последователей. В Москве в 1490 г. образовался кружок последователей Схарии, во главе которого стоял Фёдор Курицын. Он и протопоп Алексей были хорошо знакомы с астрологией. Деятельность кружка вызвала осуждение со стороны церковных властей. Собор 1505 г. вынес еретикам смертный приговор. Вероятно, что занятия астрологией были не последней причиной такого приговора жидовствующим. Однако со стороны светских властей отношение к астрологам было более мягкое. Более того, при Василии III с 1508 г. работал личный врач и астролог Николай Любчанин, «полоняник литовской, родом немчин». Николай Любчанин активно пропагандировал астрологию, в 1524 г. перевёл на русский язык немецкий прогностик И.Штёффлера, который под названием «Алманак» распространялся в списках вплоть до начала XVIII в. Но после смерти Василия III в 1533 г. астролог оказался в опале.

При Иване Грозном было подтверждён закон о сжигании чародеев, однако по делам XVI — XVII вв. видно, что сжигание применялось в то время уже редко: колдунов и колдуний ссылали в отдаленные места, в монастырь, но не жгли, хотя сожжение признавалось всё-таки законной карой чародеев. Любопытно, что жёсткая позиция Ивана Грозного была связана с тем, что он безгранично верил в астрологию и боялся неблагоприятных предсказаний. По воспоминаниям современников, «когда в 1584 г. явилась комета, то царь, в то время сильно хворавший, вышел на крыльцо дворца, долго смотрел на комету, потом сильно побледнел и сказал: «Вот знамение моей смерти». Мучимый этой мыслью, что комета явилась как знамение его смерти, царь распорядился, чтобы ему доставили из славившейся колдунами Архангельской губернии самых дошлых ведунов. По его приказу местные власти принялись деятельно разыскивать и хватать нужных царю специалистов и насбирали таким манером 60 баб и всех их представили в Москву. Здесь их засадили в надежное место и держали под крепким караулом. И вот колдуньи все в один голос объявили, что небесные светила неблагоприятны царю и что 18-го марта надлежит ожидать его смерти. Лютый царь был приведен в ярость этим предсказанием и повелел, дождавшись 18-го марта, в самый этот день всех колдуний сжечь живьем. Утром в этот день Бельский было уже и заявился к ним, чтобы распорядиться, но ведьмы весьма резонно представили ему, что день ещё только начался, а не кончился. И в самом деле царь, собираясь играть в шахматы, вдруг почувствовал себя нехорошо, упал в обморок и скоро скончался».

В XVII в. астрологи по-прежнему работают при царском дворе. Придворный врач царя Алексея Михайловича (1645 — 1676) Сэмюэл Коллинз написал дошедшее до наших дней «рассуждение» по медицинской астрологии на латинском языке, которое было переведено на русский язык дьяком Посольского приказа Л.Голосовым. Симеон Полоцкий (1629 — 1680), учитель царевичей Алексея, Фёдора и царевны Софьи, известный поэт, публицист, общественный и церковный деятель, также интересовался астрологией. Известно предание о том, что во время рождения Петра I Симеон наблюдал созвездия и по яркой звезде, замеченной им около Марса, предсказал Петру великое будущее. При этом Симеон Полоцкий вслед за философами Возрождения выступал за осознание свободы воли и нравственную ответственность:
Звезды в человецех воли не повреждают,
Токмо страстьми плоти нечто преклоняют.
Темже на звезды вины нельзя возлагати,
Егда кто зло некое привык деяти.
Во влияние светил верил и Сильвестр Медведев, один из образованнейших людей России. У него была большая библиотека из 603 томов, которая после его смерти перешла в собственность Славяно-греко-латинской академии. Кроме религиозных сочинений, там было немало книг светских, в т.ч. и астрологические трактаты. Медведев поддерживал царевну Софью и вместе с Дмитрием Силиным, врачом Ивана Алексеевича (1682 — 1696), занимался астрологическими изысканиями. К астрологическим советам Медведева и Силина прислушивалась сама Софья.
Источник https://taynikrus.ru/mistika/drevneruss ... strologii/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2021, 13:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
У многих небесных тел, которые относили к планетам, были и аутентичные славянские названия. Так, Луну называли месяцем. Венера, которая в то время считалось самой яркой из планет, была Денницей, Заряницей, Зарницей, Утренницей, Утренней звездой или Зарянкой.

Если говорить о созвездиях, то они на Руси носили преимущественно славянские имена. Для Млечного пути у наших предков было сразу несколько наименований. Это и Птичий Путь, и Утиная Дорога, и Гусиная Дорога, и Становище, и Соломенный путь. Еще одно популярное и хорошо знакомое всем созвездие - Большая Медведица. В древнерусской традиции его называли Лось, Большой Ковш, Телега, Сохатый, Повозка, Воз, Конь на приколе, Плуг. По некоторым версиям, "лосиные" наименования были позаимствованы у географических соседей славян - финно-угорских народов, которые жили на северо-востоке. Дело в том, что основным занятием этих племен была охота. Одно время в качестве верховых животных они активно использовали лосей, которые были чрезвычайно распространены в той местности. "Тележные названия" этого созвездия связывают с древними германцами, которые были близкими соседями славян . Похожие названия были у созвездия Малой Медведицы. Это Лосенок, Малый Ковш.

Пожалуй, самая известная и яркая звезда, которая указывает направление всем путникам, Полярная. Была она хорошо известна и нашим предкам. Только называли они ее, как правило, Гвоздь или Кол. Дело в том, что в мифологии жителей Древней Руси она символизировала кол, вокруг которого движутся все остальные звезды. Примечательно, что сходные представления о Полярной звезде встречаются и у многих других народах, существовавших в разных уголках земного шара. Стоит признать, что это неудивительно, так как данная звезда расположена у самого Северного полюса. В созвездии Ориона наши предки выделяли три центральные звезды. Они представляли собой так называемый Пояс Ориона. На Руси их называли Грабли, Три плуга или Косари. По всей видимости, символику данного созвездия напрямую связывали с земледельческими работами. По поверьям, когда созвездие появлялось на небе в конце лета, наступала пора отправляться на покос. У созвездия Тельца в Древней Руси было наименование Юнец. При этом в обиходе было и современное название. По мнению исследователей, оно появилось в стародавние времена, когда основным занятием наших предков было скотоводство. Точка весеннего равноденствия приходилась как раз на это созвездие, поэтому оно и получило данное название. Как известно, в созвездии Тельцы расположено звездное скопление Плеяды. Оно пользовалось большой популярностью у наших предков. Оцените только, какое количество названий у него было: Волосыни, Семь сестер, Стожары, Волоса, Волосожары. Характерным признаком Плеяд было то, что в средней полосе России, где преимущественно и жили наши предки, их можно было наблюдать на небе только с августа по апрель. Историки считают, что на Руси движения по небу Плеяд напрямую ассоциировалось с хозяйственной деятельностью. Например, при их появлении было принято отправляться собирать урожай. Также ряд названий напрямую связаны со славянским богом скотоводства Велесом. Его аналог в древнегреческой мифологии - Гермес. Он как раз был сыном одной из Плеяд - Майи. Само название "Стожары" происходит от слова "стог". Среди восточных славян "стожаром" было принято называть кол, который втыкали в землю, чтобы укрепить стог сена.

Созвездие Весы в Древней Руси называли Ярем. Данное слово производное от "ярмо". Астрологи связывают его с торговлей. Например, когда Солнце оказывалось под влиянием Весов (это происходило после осеннего равноденствия) на Руси было принято собирать налоги и дань, устраивать ярмарки. Созвездие Водолея в различных древнерусских источниках называют Вододиятелем, Мокрешью, Водоточцем. Это близко к современному названию и по звучания, и по значению. Наблюдать его можно было только в южной части горизонта. В начале ноября оно переставало быть видимым в средних широтах. На Руси в это время отмечали праздник, посвященный богини Мокошь. Вновь Водолей появлялся на небосклоне только весной. Это связывали с наступлением "мокрого" времени года, так как начинали активно течь ручьи и таять снега. Получается, что, в отличие от планет, названия многих созвездий на Руси не были заимствованиями, а являются аутентичными. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/post/history/2019/4/1/79109

Средневековый арабский историк и географ Масуди сообщал о наличии храмов у славян и наблюдении ими звёзд в Карпатских горах.
Можно почитать исследования профессора СИМОНОВА Рэма Александровича по этой теме. Ну и конечно же Святского Д.О «Подъ сводом хрустального неба (очерки по астральной мифологии в области религиозного и народного мировоззрения)» 1913.; в книге «Астрономия Древней Руси» — объединены его две работы: «Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки зрения» (1915), а также «Очерки истории астрономии Древней Руси».

M.Л. Городецкий. «КАТАЛОГ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИЗВЕСТИЙ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ» и еще достаточно авторов и материалов по теме.

Марией Рут в работе «Словарь астронимов. Звездное небо по-русски» — собраны русские народные астронимы, (названия звезд и созвездий), которые известны еще бог знает когда!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2021, 13:10 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 окт 2017, 12:50
Сообщения: 2830
небесные светила в русской деревянной резьбе:



календарь и астрономия славян:


представления древних славян о космосе:


Последний раз редактировалось Ромов 16 сен 2021, 13:21, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2021, 13:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 21:37
Сообщения: 32291
Откуда: Новороссийск
Ромов, коэффициент трения чугуна по стали не интересует? Могу справочник скопипастить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 69


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB