tooman писал(а):
Выбор места учебы, места работы, места жительства это сложновычурная рефлексия?
Всё зависит от предыстории того кто выбирает.
tooman писал(а):
"Все" начинается с биохимических реакций и ими в конечном итоге (как система управления) заканчивается. Но все что между – безмерное количество вариантов и возможностей. Нет?
Отчасти так. Социум "учит" ребёнка определенным образом принимать решения, неважно, качественно или нет он это делает (как мне кажется - крайне не качественно), важно то, что, отвечающие за принятие решений определённые установки жестким образом фиксируют протекание в его мозгу как физико-химических процессов, так и мышления вообще. То есть, вариантов то много, но так как человек не сферический конь в вакууме и в принципе не может оперировать бесконечным числом вариантов, то за счёт установок полученных в детстве подавляющее большинство людей (и мы с вами тоже) поступает именно рефлекторно, обращает внимание на то, на что приучено и выбирает так, как их приучили. Вспомните слоган "при всём богатстве выбора другой альтернативы нет" вот как-то так в большинстве случаев того с чем мы сталкиваемся по жизни и происходит, исключение – творческие процессы и целенаправленное самообучение и исследования.
Хотя вот в случае с массовым походом людей в высшие учебные заведения получается неувязочка. С одной стороны это поход за неизведанным, но с другой, не думаю, что хотя бы половина из них принимает это решение в результате свободного выбора, идут по типу подражания шаблону - раз все приличные люди идут, то я чем хуже, или папа с мамой так решили. Впрочем, возможно, что у части людей вырисовывается конкретная цель - хапануть корочки, вот она и тянет их в вузы, чем вам не рефлекс и не аналогия с морковкой, вид которой у её любителя вызывает слюнотечение. Какая же это свобода, одна сплошная зависимость
olegus писал(а):
По-моему решение человека, основаное на его предыдущем опыте и пропущенное через квази-логическую схему в мозге, это и есть выбор этого человека. Было ли оно предопределено движением атомов илитп мне все равно.
Тут вопрос в том, что это был за опыт и на сколько глубоко человек понимает то, что он делает. Если с детства его не приучили задумываться над тем, что, зачем и почему он делает, а учили, наоборот другому, то никакого вклада его как личности в процесс принятия решений не будет. Сказать, что решение уйти из жизни принятое шахидом, росшим в определённом окружении это его собственное решение и его свободный выбор, ну как-то, на мой взгляд, нелогично.