tooman писал(а):
Ну и как же Кант различает закон и справедливость, даже не различает, а противопоставляет. По какому принципу?
Закон всегда объективен, а суждение о том, что справедливо - субъективно. Возьмём для примера известную евангельскую притчу о работниках в винограднике, которые в разное время дня нанимались работать за динарий. Когда в конце дня хозяин производит расчёт, он каждому даёт по динарию: и тем, кто работал весь день, и тем, кто работал один час. Первые начинают роптать, а хозяин им замечает, что они мол сами нанимались за динарий. По закону он прав. Со своей стороны он условия договора выполнил. Но справедливо ли платить за разную работу одинаковую цену и сколько по справедливости он должен был бы добавить тем, кто работал больше? Это предмет для длительных спекуляций и субъективных мнений. А закон таких спекуляций и мнений не допускает: договорился за динарий, получи динарий.
tooman писал(а):
совершение поступков по справедливости по Канту аморально
Совершение поступков по справедливости всегда морально, но не всегда законно. Т.е. либо ниже закона, либо выше его. У выше упомянутого хозяина было две возможности поступить справедливо с работниками. Либо уменьшить плату работавшим меньше, что было бы нарушением договора: договаривались-то все за динарий, либо добавить работавшим больше, что было бы выше закона, ибо закон при заключении срочного трудового договора не обязывает работодателя платить больше оговоренной суммы, хотя и не запрещает.
tooman писал(а):
Речь не идет о человеке, но речь идет о насилии к этому же человеку. У Канта определения и термины это вещи сами в себе?
Давайте не будем придираться к словам и особенностям манеры изложения, а вникать в суть.
Речь не идёт о человеке, который угрожает моей жизни. В целях самообороны я в праве применить насилие. Кант обсуждает ситуацию, когда человек ради спасения своей жизни применяет насилие к тому, кто сам непосредственно не угрожает жизни. И вот какой пример он приводит:
не может быть никакого уголовного закона, карающего смертью того, кто,
подвергаясь при кораблекрушении одинаковой с другим
опасности для жизни, сталкивает этого другого с доски,
на которой он спасся, дабы таким образом спасти самого
себя. Ведь грозящая по закону кара не могла бы быть в
этом случае больше, чем кара, состоящая в потере
жизни, угрожавшей первому из них. Такой уголовный закон
вообще не может иметь предполагаемое воздействие,
ведь угроза несчастья, которая пока еще неопределенна
(угроза смерти по приговору суда), не может перевесить
страх перед [совершенно] определенным несчастьем (а
именно перед боязнью утонуть). Таким образом,
насильственное действие ради самосохранения следует
рассматривать не как нечто невиновное (inculpabile), a лишь как
нечто ненаказуемое (impunibile), и эта субъективная
ненаказуемость по какому-то удивительному
недоразумению считается учеными правоведами объективной
ненаказуемостью (законосообразностью). И заканчивая ПРИЛОЖЕНИЕ К ВВЕДЕНИЮ В УЧЕНИЕ О ПРАВЕ О ДВУСМЫСЛЕННОМ ПРАВЕ (IUS AEQUIVOCUM), Кант резюмирует:
Мы видим, что в обоих правовых суждениях (по
праву справедливости и праву крайней необходимости)
двусмысленность (aequivocatio) проистекает от смешения
объективных оснований осуществления права с
субъективными (перед разумом и перед судом), так как то, что мы
с полным основанием считаем для себя правом, может
не найти подтверждения у суда, а к тому, что мы сами
в отношении себя (an sich) должны рассматривать как
неправое, суд может проявить снисхождение, потому что
понятие права в этих двух случаях берется не в одном и
том же смысле.