Анджей СапковскийПИРУГ, или НЕТ ЗОЛОТА В СЕРЫХ ГОРАХэто всего лишь как говорит Горшик "околитература" о том как писать фенетзи
но корни объяснения сожжения цикла Гарри Поттера там даны:
Цитата:
ну да ладно, вернемся к нашим баранам, оставив мелкие подколки для конов. И сделаем следующий вывод: в польской фантастике сейчас период "постмодернизма" и Пирожество, настоящей фэнтези не имеется, кроме нескольких исключений, подтверждающих правило. А фэнтези мы не имеем, во-первых, потому что не имеем архетипа.
Нет, я знаю, что у нас имеется славянская мифология, у нас есть всякие там Сварожичи, Свантевиты и прочие Велесы. Но эта мифология не достигает нас своим архетипом, и мы не ощущаем ее проекции на сферу мечтаний. Об этом позаботились весьма эффективно. Славянская мифология отождествляется с язычеством, а мы, как предполье христианства, приняли Домбровку из Чехии (легендарная крестительница Польши, чешская княгиня - прим. перев.) и крест из Рима с радостью и наслаждением, долго не раздумывая - и в этом наш архетип. У нас не было эльфов и Мерлина, до 966 года у нас ничего не было, а только лишь хаос, темнота, пустота и мрак, прояснил который нам только лишь римский крест. Единственный связанный с этим архетип - зубы, которые Мешко приказывал выбивать за нарушение поста. И вот это уже осталось в нас до сегодняшнего дня: терпимость, снисходительность и милосердие, основанные на принципе - если кто думает иначе, пусть думает, но зубы ему нужно выбить обязательно. И вся праславянская мифология вылетела из нашей культуры и наших верований будто те самые, выплюнутые с кровью зубы.
Магия и меч, основанные на польском архетипе? Какая такая магия? Польский архетип волшебника? Да магия это дьявольское занятие, заниматься чарами невозможно без отказа от Господа Бога и подписания договора с нечистым. Твардовский - это не Мерлин. (Твардовский - герой народных легенд, продавший, якобы, свою душу дьяволу - прим. перев.) А разные там велесы, домовики, вонпеже, божета и стрыгае (мы уже говорили о них!) - это все божества и фигуры хтонического характера, персонификация Нечистого, Сатаны, Люцифера. Наша Страна Нигде-Нигде? Вечно продолжающийся там бой, борьба Добра и Зла, Порядка с Хаосом? Ро ведь в польской архетипной стране мечты никогда не было Добра и Зла, там было исключительно одно лишь Зло. Мешко принял крест и выбил Злу зубы, и с тех пор остались только добро да лад, а еще Предполье. Так что не страшен нам Черт Борута, святой водичкой его, сукина сына!
Все наши легенды, мифы, более того, все сказки и сказочки, на которых мы воспитывались, были соответствующим образом кастрированы различными святошами, в большинстве своем, по-видимому, светскими, поскольку такие - самые худшие. В связи с этим наши сказки сильно похожи на жития святых - ангелы, молитвы, крест, четки, добродетель и грех - и все это подкрашено изысканным садизмом. В наших сказках мораль одна - если вовремя не скажем молитву, черт наколет нас своими вилами и унесет в ад. На вечные муки. А Господь Бог в польских сказках присутствует везде! Ну, разве что в каморке Ковальского, и то, потому что у Ковальского каморки попросту не имеется. Так что ничего удивительного, что единственный архетип, который можно выскрести из сказок, это архетип сокрушенности. Но для фэнтези он не подходит.