Святой отец Всеволод Чаплин полагает, что христиан не стоит путать с Собесом:
Более чем странная история произошла в Питере: некий «катакомбник» отказался платить алименты дочери по «религиозным» причинам. Причем гексакосиойгексеконтагексафобия неожиданно материализовалась в размере неуплаченного: он должен 666 тысяч рублей. Вроде дата публикации – не 1 апреля, да и источник вполне официальный
(
http://www.newsru.com/religy/31mar2017/alimenty.html…).
Впрочем, можно удивляться, смеяться, осуждать странное благочестие папаши, но один аргумент у него небезынтересный. Он ссылается на правила 22 (31) и 81 (92) Карфагенского Поместного Собора 419 года, которые воспрещают священнослужителям уступать что-либо из своего имущества неправославным - даже родственникам, - а также завещать что-либо еретикам и язычникам. Правило 92, между прочим, говорит: "Если какой-нибудь епископ еретиков или язычников, сродников или не принадлежащих к сродству оставит наследниками своими и предпочтет их Церкви, то таковому и по смерти да будет изречена анафема".
Эти правила - хотя алиментщик, не будучи клириком, под них формально не подпадает, - ставят очень серьезный вопрос о духовной и нравственной легитимности раздаяния гуманитарных благ неправославным людям безо всяких условий и даже без миссионерской работы. Чему мы служим? Земному благополучию, здоровью, сытости? Культу «добрых дел»? Нашим недругам, которые хотели бы изгнать Церковь из сферы смыслов и загнать ее исключительно в сферу «соцработы»? Или все-таки нам надлежит прежде всего заботиться о вечном спасении людей, которое зависит от истинной веры?
Да, делать дела милосердия надо. Без них вера мертва, по апостолу. Они необходимы для нашего спасения. Через них многие приходят к Истинному Богу – благотворящие и те, кому благотворят. Но смысл дел милосердия именно в этом, а не в «количестве» помощи и не в формальных ее показателях. Иначе мы перестаем быть христианами и превращаемся в собес.