а вообще по современным фобиям и их эволюции -что так концентрированно -выложил Пятипалый..еще аж в 2007 году прошелся Каганов-эссе "Про роботов"
https://lleo.me/dnevnik/2007/07/16.html -рекомендую к чтению целиком
выборочное цитирование:
История мифа о роботах, если покопаться, на самом деле смешна и поучительна. Слово «робот» — чешское, обозначает «принудительный труд» (и является родственником русскому «работа»). Использовал его впервые Карел Чапек в 1920 году в пьесе «РУР» («Руссумские Универсальные Роботы»), где человекоподобные механические существа трудились на заводе.
...
Но по большому счету проблемы механических человечков были настолько пустяковыми, что даже специального термина для них не придумали. В пьесе же Чапека главным было не то, что роботы железные и трудились на заводе, а то, что потом взбунтовались. Оцените: Европа, 1920-й год... Это был подлый удар по психике мировой интеллигенции: никому раньше не приходило в голову, что в один прекрасный день какая-нибудь швейная машинка «Зингер» тоже может вскочить с криком «мы не рабы!» и начать строить себе светлое будущее в меру своего понимания, приводя окружающий мир в хаос и убивая бывших хозяев. Началась общественная истерика, и слово «робот» мигом стало нарицательным.
С этого момента писатели принялись выливать на бумагу свои страхи и комплексы о грядущих встречах с механическими рабами. Каждый, кто боялся сказать это вслух или не мог даже самому себе признаться в таких страхах, сочинял иносказательные басни о взбунтовавшемся против хозяина механическом пролетариате. А попутно изобретал способы побороть бунт и доказывал, что роботы не имеют на это права, так как человек лучше, добрее, умнее, у него есть душа на худой конец! За что вы его, человека, за что, сцуки опасные, неблагодарные?
...
среднему писателю оказался доступен только один сюжет, связанный с роботами: механический человек становится угрозой, выступает против своего создателя, представляет собой опасность для человечества», — с ужасом констатировал Айзек Азимов. Он попытался остановить мировую истерику и как-то успокоить коллег, убеждая, что бунт механического пролетариата невозможен: машина не посмеет выступить против создателя, если «правильно сконструирована». Азимов настаивал, что на роботов должны быть одеты кандалы высшей надежности: каждому механическому рабу следует прибить его искусственный мозг тремя главными гвоздями, которые Азимов называл «три закона роботехники».
...
Так мыслители 20 века боролись со своим главным страхом — страхом о кровавом бунте неблагодарного механического быдла. Нелишним будет заметить, что эти могучие «законы роботехники» остались целиком в воображении фантастов и имеют к реальности отношение не больше, чем «письмо-капсула первых пионеров «Артека» потомкам, вскрыть в 2000 году». Кто не верит — пусть сунет руку под фрезу станка с ЧПУ.
...
теперь разберемся с внешним видом робота. Почему он должен быть с двумя ногами, двумя руками и лампой вместо носа? Зачем ему рот, аппендицит и жопа? Лишь затем, что именно в такой форме мы привыкли видеть разумное существо? Но ведь это уже давно не так. С развитием технологий мы все чаще видим разумных существ не в реальном, а в информационном пространстве: в изображении на экране ТВ, в звуке из мобильника, и особенно — в буковках Times Roman на дисплее компьютера.
РОБОТЫ ВОКРУГ
тебя утром разбудил примитивный механический робот — будильник. Микроволновка крутит булочку — это робот. Банкомат засасывает карточку, приветствует тебя, просит набрать пароль и подождать денег — это робот, он, сцука, ведет с тобой реальный диалог, понимает ответы, обменивается с тобой предметами! Звонит домашний телефон, и бодрый голос произносит: «Уважаемый абонент! Севастопольский телефонный узел повторно просит погасить задолженность за междугородние переговоры в размере 13 рублей, в противном случае...» — кто это, черт побери? Кто это звонил тебе домой?! Как такое случилось, что мы прозевали момент, когда роботы окружили нас со всех сторон?
(далее будет мат разрешенный оговоркой 2.5.4) Да, роботы захватили мир. Но почему нас сегодня они совершенно не волнуют, как волновали Европу 20-х годов? Да попросту потому, что сегодня нам не страшна сказка о взбунтовавшемся механическом пролетарии, у нас другие страхи. Какие? Если древнего грека тревожила проблема излишне крутого охранника, православного помещика — страдания бедноты, а европейскую интеллигенцию прошлого века — страх получить топор в спину и хаос в стране от взбунтовавшийся черни, то что больше всего волнует человека 21 века?
Ответить на этот вопрос, казалось бы, очень сложно. Но у меня этот ответ есть, и он прост, хотя кому-то покажется неожиданным: нашего современника больше всего волнует, что его наебывают. Судите сами: а чего еще бояться в социуме, где охранники стоят в строго отведенных местах Олимпа, а крепостные труженики бедны вовсе не потому, что сидят в кандалах и их бьет молоток-надзиратель. В развитой стране, где не идет войны, и все блага по-честному поделены, людей волнует лишь один вопрос: а по-честному ли поделены блага? Не наебали ли? Не наебут ли завтра, подсунув некачественный товар?