Валерий Отставных. "МОИ «5 КОПЕЕК» К ДИСКУССИИ ПРО ИСААКИЙ"
Как человек, проработавший в ЗАО РПЦ (МП) 17 лет и ушедший с должности замруководителя епархиального отдела, хочу внести свои «5 копеек» в дискуссию про Исаакий.
Вообще, с точки зрения юриспруденции мне всегда было забавно словосочетания «возвращение церквей законным собственникам» или «восстановление исторической справедливости». Во — первых, многие храмы были в собственности царского государства изначально. Во — вторых, если РФ считает себя преемником СССР, то какое «верните»?! Храмы законно были национализированы новой властью. Легитимной. Признанной миром и самой РПЦ(МП), кстати. Если же РФ считает себя правопреемницей царской России – значит все юридические акты, договоры, конституции и законы, принятые за 70 лет – юридически ничтожны, как и нынешняя РФ?
Значит, речь может идти только о «подарках» собственности РФ РПЦ в виде культовых строений.
Я помню это страшное время повального возвращения исторических храмов РПЦ (еще работал в «корпорации «людей в черном»).
Это был ужас и паника. Передавали сотни храмов по всей стране, полуразрушенных, перепрофилированных, в местах, где не собрать общин в принципе, все памятники архитектуры…
Короче, катастрофа. Это был не подарок, а «западлянка». Государство избавилось от «непрофильных активов» по принципу – сами содержите, нам это не надо.
А ведь как было классно в советские времена. Государство содержит храм ПОЛНОСТЬЮ, а священнослужители в нем работают, «стригут овец», пишут отчеты о крестившихся в УКГБ, покупают машины, ездят на международные экуменические конференции. На море. Позагорать и винца попить итальянского. Мир, да гладь. И тут — такое…
Большинство переданных храмов – исторические, требующие огромных вложений, капитального ремонта. Самое главное, они очень кучно расположены в центре города… В той же Москве. Храмов – море, но все – в центре, где живут только гастарбайтеры, где офисы и в закоулках, куда в отличие от Василия Блаженного, не «пролегла тропа» туристов-иностранцев.
Что с ними делать? Поэтому и появилась программа «храмов шаговой доступности им. Лужкова».
Спальный район, а в нем бонусом – детсад, «Пятерочка» или «Семерочка», больница и церковь. Другое дело. Другой оборот финансов в природе. Я полагаю, дай моим бывшим коллегам волю, они бы разместили храмы в Торгово-развлекательных центрах. А что? Бутики , закусочные, кафе, детские игровые площадки, киноминиплексы (или мультиплексы) и храм. Все в одном месте…
В случае и с Исаакием, я думаю, что епархия очень хотела «ногою твердой стать» на финансовом потоке, но музей все время мешал. Ох уж эти очкарики! Положение Исаакия хлебное. Насколько я помню – он на Невском, Мекка для туристов турстолицы мира (признано же официально). В общем, питерский Василий Блаженный. Храм формально передан на 49 лет епархии, но она обязана делить его с музеем, а в нем 400 голов, которые внимательно следят за тем, что происходит.
Все разговоры про то, что музей мешает молиться верующим – басни. В таком Соборе по определению не может быть реальной общины. Так, знакомые настоятеля и спонсоры. Богослужения ведутся ежедневно, никто не мешает. Замечательный пример – Третьяковка. Там музейный зал с чудотворной легендарной Владимирской иконой превратили в домовый храм. Обычно ходят туристы, но есть время, когда совершаются богослужения. И – тихо, нормально. Я был на таком, раньше, во времена работы в РПЦ. Настоятель нормальный.
К бабке не ходи – могу представить, что хочет местный питерский митрополит. Взять храм в собственность, уговорить мэрию продолжать финансово его содержать, а самому сесть всем своим архиерейским седалищем на финансовые потоки. Это клондайк! Ну, то есть, превратить Исаакий в ХХС 2.0. с местными «братанами Поддевалиными». Помните историю? Шторки задвигаются и в Зале Церковных соборов Храмов Христа Спасителя за большие бабки пляшет Бони М. Деньги идут в мутный фонд Свт. Василия Великого.
Так и тут. Моментально в субаренду будут сданы площади, которые, возможно, сегодня нужны музею. Музей будет постепенно выталкиваться на улицу….А потом – паркинги, моечные, лавки с морепродуктами, туристическая атрибутика, золото и серебро, не облагаемое никакими налогами. Платные экскурсии, а м.б. и платный вход, как в Риме. Сказка.
Не знаю, сможет ли питерская общественность отстоять Исаакий. Надежд мало. Но – да пребудет с вами Сила и сын Адама! Аминь!
http://echo.msk.ru/blog/otstavnih/1913948-echo/