С предложением
канонизировать Суворова выступил Шойгу.
Чтобы человека признали святым, необходимо выполнить ряд условий:
1) Автоматически объявлялись святыми библейские персонажи и деятели ранней церкви, которые способствовали развитию библейской и евангельской истории. К таким относят пророков, библейских патриархов, апостолов. Сюда Суворова отнести невозможно.
2) Мученики за Иисуса Христа или претерпевшие смерть с верой во Христа. Суворов снова не попадает в эту категорию.
3) Претендент творил чудеса при жизни или после смерти. О посмертных чудесах мы ничего не знаем, но если надо, то чудеса в скором времени могут появиться или найтись.
4) За праведную жизнь в сане епископов. Суворов не был епископом.
5) Большие заслуги перед церковью (по этой причине святыми часто становились князья, цари и императоры). Для Суворова опять мимо.
6) Добродетельная и святая жизнь. Суворов не подходит, ибо военная жизнь не вяжется со святостью. Однако при канонизации Ушакова одним из аргументов в пользу его святости был "христианский дух и великое милосердие" флотоводца.
Собственно, предложение не ново. в 2020 году с таким же предложением выступил православный миллиардер Константин Малофеев, владелец канала "Царьград". Он отметил, что Суворов с детства был активным прихожанином, пел в хоре, вел праведную жизнь
Тогда викарий патриарха Кирилла епископ Савва (Тутунов) деликатно охладил намерения Малофеева, написав в своем телеграме следующее:
… один из рисков, который делает особенно важной тщательную фиксацию и проверку подлинности чудотворений.
Короче, чудес нет, но вы держ... не расстраивайтесь
…вопрос канонизации Суворова стал носить государственное значение, ведь проблему осветил сам Шойгу.
…Однако РПЦ такой заход поставил в более неловкое положение. Одно дело музей и миллиардер, пусть очень влиятельный и много дающий церкви, но когда с инициативой обращается министр, то проблема приобретает серьезный характер.
…к возможному причислению Суворова к лику святых возникает целый ряд вопросов, которые не укладываются в канонические нормы. Он не признавал своего сына долгое время, упорно пытался развестись с женой, втягивая в конфликт императрицу
… Для ундольских парней Суворов приказывает купить 4 девицы в новгородских деревнях и назначает от себя подмоги до 200 рублей. "Лица не разбирать, лишь бы здоровы были. Девиц отправлять в Ундол на крестьянских подводах, без нарядов, одних за другими, как возят кур, но очень сохранно".
Часть православных возражает, что это хоть и не добавляет особенной святости, но надо учитывать, что Александр Васильевич за невест для дворовых людей Суворов платил и дороже.
Телесных наказаний Суворов тоже, мягко говоря, не чурался: секли в его имениях довольно часто.
Однако сторонники канонизации уверяют, что на фоне остальных помещиков генералиссимус был по православному милосерден.
… Александр Петрушевский:
"По мере того, как положение и знаменитость его возрастали, он стеснял себя все меньше, и выходки его переходили иногда из обыкновенных невинных чудачеств в распущенность и непристойность. Так, он часто появлялся в окне голый, т.е. в своем излюбленном домашнем летнем костюме, в котором несколько лет назад принимал визит Платона Зубова...”
Часть православных задается вопросом, насколько благочестиво, его поведение, в свете критики нынешней нетрадиционной Европы:
…Начались танцы; Суворов ходил и смотрел на танцующих; когда же заиграли вальс, и пары понеслись одна за другой, он подхватил своего адъютанта и пошел с ним вальсировать не в такт, в противоположную сторону, беспрестанно сталкиваясь с танцующими".
Однако митрополит Ювеналий считает, что эксцентричность полководца "нельзя рассматривать как юродство во Христе".
Да и вообще. Андрей Боголюбский, например, грабил храмы и монастыри.
Тем не менее благоверный.
А благоверный Ярослав Мудрого убил первых русских святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Против канонизации Николай II выступали не только видные миряне, но и священники и епископы. Ничего прокатило.
Некоторых святых деканонизировали, потом опять канонизировали.
Гроб преподобной Анны Кашинской таскали туда сюда.
Втихаря целую кучу святых РПЦ деканонизировали, оказались не мучениками, а стукачами.
Да и куда менее подходящих в святые пытаются протащить.
Ярчайший пример — канонизация Ивана Грозного. Еще в начале 1990-х в стране развернулось мощное движение в его поддержку. Его сторонники даже составили акафист и молебен "благоверному царю Иоанну Васильевичу" и написали множество икон.
В 1990-е спорили о канонизации Иосифа Сталина и маршала Жукова.
…выдающиеся военные услуги сами по себе не могут служить основанием для прославления в лике святых. А православной магии, способствующей победе, выявить не удалось.
Тем не менее процесс пошёл.
… патриарх Кирилл на синодальном заседании второй раз призвал собрать материалы о "святости" Суворова.
Одно чудо уже нашли. Во Владимирской области не вянут цветы.
(В одной из церквей, где было родовое поместье Суворова.)