Добрый вечер всем участникам!
Хотелось бы обратиться к топикстартеру, если он заглянет еще сюда. Вы (Уроборус) излагали интересные, хоть и необычные вещи. Жаль будет, если мысль не будет доведена до конца.
А пока, не имея что сказать по поводу последовавших сложных вопросов, хочу вернуться к исходному положению: существуют ли атеисты, если да, то что их отличает и тд. Рискну предложить для рассмотрения известную вещь. Не будем касаться всего вопроса целиком, то есть отношения к богу. Возьмем одно, но существенное свойство атеизма. А именно: атеист отказывает личности и всему, что ей присуще, в субстанциональности, то есть в подлинно реальном существовании. Для теиста наши мышление, побуждение что-то сделать, добро, любовь, страх и тд. – суть свойства и проявления души, реально существующей, а потому также реальные. Атеист, естественно, знает эти же проявления души, но мыслит их как процессы в самоосознающей себя материи. Также теист (вообще идеалист) считает, что душа существует в своем особом мире, в то время, как атеист не признает существование иного мира, кроме данного в телесных ощущениях.
В свете этого и рассматриваются все вещи. Например, обсуждалась любовь. Атеист может сказать, что любовь существует, в том смысле, что она известна, но не в том смысле, что она реальна, как реальны, например, стол или стул. Не отрицается, естественно, материальные проявления влюбленности, но нет именно любви, которая существовала бы как любовь, а не только воспринималась таковой. Есть сублимированное желание к продолжению рода, или, в уже самой основе, коловращения молекул, стремящихся к оптимальной для существования комбинации. Напрасно, при этом, некоторые верующие изображают атеистов людьми без всякой душевной жизни. Да, если человек туп и груб, живет только чтобы поесть и поспать, то он и богословие считает выдумкой. Но неверно обратное, – что если человек считает богословие выдумкой, он обязательно туп и груб, живет только телесным. Атеисты знают любовь, дружбу, благие устремления, они могут ценить красоту икон или церковной музыки. Но, со всем тем, они считают это чем-то условно существующим, возникающим в самоосознающей материи, в то время как теисты считают, что это действительно реальные вещи, присущие реально существующей душе, живущей реально существующим богом. Таким образом снимается противоречие «Как атеист может отрицать то, чего не знает (в смысле, бога)?» Важно не то, что человек знает из опыта, а то, как интерпретирует узнанное. Теист – это тот, кто смотрит на цветок и говорит: «Божественная красота», атеист – «Совершенство эволюционного процесса». Этот принцип переносится на любой, по высоте, уровень узнанного.
|