«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого».
Итак, этот мир сотворило разумное существо. Не только Большой Каньон, июньский закат и Лив Тайлер, а весь этот мир. Оно создало миллионы животных с нервной системой, способной чувствовать боль, и заставило их пожирать друг друга. Они едят друг друга заживо прямо сейчас, пока вы читаете этот текст. Пока вы пьете кофе в теплом офисе, тысячи комочков бессловесной боли дохнут от голода, пожаров, наводнений и невидимых паразитов, которых сотворило то же самое разумное существо.
Заодно с животными оно изготовило людей. Люди знают, что умрут, и какому-нибудь маркизу де Саду этой пытки было бы достаточно, но у нашего креативного творца нашлись идеи позабористей. Как и животные, люди редко умирают просто так: хлоп — и отмучился. Они умирают неделями, месяцами, годами, часто в невыносимых мучениях. Например, от раковых опухолей, то есть взбесившихся кусков собственного тела. Они гниют заживо от все тех же невидимых паразитов. Они теряют зубы, зрение, слух, способность ходить. Превращаются в овощи.
Да что там «теряют» — миллионы детей рождаются готовыми калеками только потому, что всемогущий творец не потрудился отладить механизм передачи наследственной информации. Наберите в поиске «врожденные дефекты» или «врожденные деформации». Нажмите на «картинки». Давайте-давайте, сделайте это прямо сейчас. Полюбуйтесь на творчество нашего создателя.
Впрочем, даже «нормальные» люди лишены дефектов только на первый взгляд. Каждый из нас сидит на пороховой бочке эмоций, приправленных предрассудками и невежеством. Мы рабы не только Святой Троицы — мы все в той или иной степени рабы троицы по имени «гены — воспитание — среда». Абсолютная «свобода воли», которую нам приписывает христианская доктрина, сомнительна логически и невозможна нейрофизиологически: мозг предопределяет наши действия за секунды до того, как мы «принимаем» осознанное «решение».
И тем не менее: «Верую ... в единого Господа Иисуса Христа ... грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых».
Да, вы правильно поняли. Существо, натворившее все вышеперечисленное, будет нас судить. Однако сегодня Рождество, и мы должны быть радостны и благодарны, потому что две тысячи лет назад «Бог» ненадолго вошел «в самые недра человеческой жизни», стал «одним из нас», взял «на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей» и принес «их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени».
То есть существо, создавшее огромную вселенную, не смогло простить нам «немощи и слабости», которыми нас наделило, без кровавого спектакля в духе гладиаторских боев, причем спектакля локального, однократного, поставленного в произвольный момент человеческой истории без афиш и рекламной рассылки, впервые описанного в несходящихся подробностях десятки лет спустя — на греческом языке, иностранном для всех актеров, включая распятого галилейского проповедника.
Ну, и штрих мастера из рождественского послания патриарха Кирилла: только теперь, после спектакля, «любая человеческая жизнь бесценна: ведь за нее заплачено Воплощением, Жизнью, Смертью и Воскресением Единородного Сына Божия». #спасибогосподузаэто
Когда я думаю о христианстве и прочих монотеистических религиях, рано или поздно приходит чувство облегчения: елки-палки, как же хорошо, что все это сказки. Ведь если этот мир — итог слепого действия равнодушных законов природы, с ним еще как-то можно мириться. Его можно изучать. Им можно любоваться. С ним можно бороться. Да что я говорю: каждая секунда достойной жизни в таком мире поистине бесценна.
Если же все это замутило разумное существо, да еще и намеренно, придется цитировать Бертрана Рассела: порочность такого творца «превосходит всякое воображение». И любая этическая система, привязанная к этому чудовищу, в конечном счете не стоит и прожеванной просфоры.
Христианство сыграло важную роль в развитии современной западной этики. Первое, что приходит на ум, — слова Павла из послания к Галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это, возможно, один из ключевых истоков европейских представлений о фундаментальном равенстве людей.
Однако «сыграло важную роль» — это не то же самое, что «непогрешимое мерило добра в двадцать первом веке». Скажем, труды Аристотеля внесли огромный вклад в развитие науки, но признание роли Аристотеля не означает, что мы по-прежнему должны считать головной мозг органом для охлаждения крови.
Безусловно, большинство верующих не задумывается над логическими следствиями того, что поют в церкви по воскресеньям. Люди ищут утешения, общения, служения чему-то большему. Люди хотят простых ответов на сложные этические вопросы. Чтобы бросить взгляд и объявить: «Вот здесь правда, а здесь ложь; здесь дело святое и важное, а здесь дело бесплодное, дело тьмы» — и я-то по всякому на стороне добра.
Но христиане, внимающие словам патриарха о «непогрешимости» их морального компаса, должны знать, во что они, собственно, верят. Тому, кто клеймит «бесплодные дела тьмы», стоит проверить, так ли уж ярок его собственный источник света.
http://www.snob.ru/selected/entry/69811