Dorofey писал(а):
Хочу немного написать про разницу между этими двумя основными ветвями христианства (ну, может немного протестантизм затрону)
[]
Сейчас собвстенно опишу несолько существенных отличий этих течений
Спасибо за эту просветительскую миссию. Позвольте несколько вопросов.
Dorofey писал(а):
Начну с самого начала — с создания человека и грехопадения. Что говорит католицизм — человек был создан Богом аналогично животным, и потом одарен сверх этой животной части еще и благами — типа бессмертие, нетленность, райские блаженства и прочее. То есть это как бы сверх меры, а на самом деле мы по сути те же животные. Это католицизм. Православие говорит, что мы изначально, по сути и по природе своей, богоподобны — то есть все, что было в Адаме до падения — это и есть наша естественная природа. Ну , казалось бы, какая разница. Разница на самом деле существенная и проявистся в дальнейшем в отношении к греху.
1.Опять обращу внимание, что это не самое начало, ну да ладно.
2.По поводу богоподобия, я сомневаюсь, точно ли католики не знают написанного в ВЗ, насчет "по образу и подобию" ? Точно ли Вы излагаете здесь католическую точку зрения?
Dorofey писал(а):
Итак, Адам с Евой сделали то, чего Бог говорил не делать. Что произошло с точки зрения католицизма — Бог в наказание отнял у людей эти самые данные сверх меры блага. Типа Бог обиделся и как ребенок сказал "ну и отдайте тогда игрушку".
Что говорит православие — человек повредил свою природу. Не Бог наказал, а человек повредил. Бог неизменен. Его нельзя обидеть или оскорбить или как-то еще изменить Его сущности и состояния. Человек сам повредил себя и лишился некоторых свойств своей богоподобной сущности, и приобрел новые свойства — смертность, тленность, страстность.
Еще одно важное отличие в этом моменте. По католицизму — мы все наследуем грех Адама, автоматически просто. То есть ребенок только родился, а уже греховен именно из-за греха Адама. Православие говорит — мы не виновны в том грехе, мы наследуем поврежденную природу, да, но это не грех наш. В католицизме умершие некрещенные младецы попадают в некое чистилище. По православию — некрещенные умершие младенцы чисты перед Богом. Да и это же естественно и логично — Бог же знает, что младенец умрет, ну и зачем Ему бы надо было ни в чем не повинное существо в муки посылать.
3. Наследуется ли вина или повреждение, это действительно разница, но как предлагается проверить, кто же прав?
4. И насколько я знаю, у православных также нет единства о судьбе младенцев, умерших не крещенными.
Dorofey писал(а):
Далее. Рассмотрим, в чем же суть Христа с точки зрения этих течений.
С точки зрения католицизма — все мы по-умолчанию виновны в грехе Адама. Принимая крещение и Христа, по католицизму, мы во-первых, очищаем себя от первородного греха (католический термин, введенный Августином Блаженным и который прочно засел в умах православных, хотя не имеет отношения к православию), во-вторых, веруя в Христа и моля Бога о прощении, мы можем очиститься от грехов и попасть в рай. И даже иногда здесь, на Земле, настолько очиститься, что Бог дарует и здесь на земле райские блаженства (частично те блаженства, которые сверх нашей природы были в раю). Это мы наблюдаем на примерах многих католических святых, которые впадали в экстаз во время молитв и чуть ли не оргазмическое состояние от общения с Богом в молитве. Тут можно сказать о протестантизме. Здесь вообще нет никаких святых и сверх дарований от Бога, все еще более просто — веруй, что Христос Бог и все простит тебе и все будет зашибись — и там в раю будешь и тут на земле у тебя все благополучно будет. Не греши, конечно, не гневай Бога, но даже если согрешишь — проститься тебе, покайся только.
Здесь (католицизм и протестантизм) наблюдаем типичное для Запада отношения купи-продай. Обидешь Бога — накажет, порадуешь — отблагодарит дарами всякими сверх положенного природой. И даже с Богом у них такие отношения — не зря логичным следствием такого отношения стали индульгенции (они могут конечно сейчас признавать, что с индульгенциями погорячились они, но ведь не в индульгенциях дело, а в корне — в этих "купи-продай" отнощениях с Богом). Тут иногда мыщцх говорит, что знает, как Бог "работает" — так он видимо продолжил мысль католицизма и представляет Бога как аппарат кока-колы. Ну да ладно — его проблемы
Что говорит православие по этому поводу. Как сказал выше, православие рассматривает грех Адама как надлом божественной природы человека. И как следствие, появившиеся в нас душевные болезни — страсти. Христос в православии рассматривается как Врач. Бог не оскорбляется нашими грехами, Бога невозможно обидеть. Он по сути своей — Любовь. И, по православию, Бог одинаково любит будущего антихриста и Богоматерь. Иначе и быть просто не может — не может такого быть, чтоб одного любил так, а другого иначе — тогда какой-то получается Бог во многих состояниях. Нет, Бог неизменяем, он всех одинаково любит. И дает нам возможсноть излечиться, вернуться к той нашей божественной природе — которая изначально наша, по творению нашему. Излечивая страсти наши, излечивая этот самый надлом — мы приближаемся к Богу и нашей божественной сути. В жизни невозмжно полностью обожествиться, некоторые святые как-то частично возвращались к состоянию до падения. Полсностью же мы обожествимся только после Страшного Суда. А вот степень той обожестлвенности, что в нас будет — зависит от того, как мы будем бороться болезнями души здесь — в этой жизни
Вот, собственно, некоторые из основных отличий этих ветвей христианства.
Мне кажется это больше терминологические ньюансы. И те и другие призывают к праведности и молитве. Есть некая разница, типа
протестант - работай и молись,
католик - молись и работай,
православный - молись, молись и молись.