Саймон[4] идентифицировал следующие методы управления:
Ложь — трудно определить, лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
Любой миссионер все время врет.Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
О неприглядных сторонах Библии либо церковной истории манипулятор предпочитает не говорить.Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.Обычно миссионер отрицает, что христиане к вящей славе господней жгли и резали. Говорит, это были ненастоящие христиане.Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара, см. Spin (public relations).
Если манипулятору приводят примеры жестокости доброго боженьки, он немедленно начинает подводить рациональную базу типа"иначе было нельзя", например, не устраивать потоп, потому что кроме семьи Ноя все люди стали плохие.Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например, заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
ну кто этого не видел: сперва миссионер оскорбляет атеистов, а потом говорит, что у них нет чуйства юмора!Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
И это видели не раз: например, когда манипулятора тыкают носом в неблаговидные деяния его святых, он вспоминает про мух и пчел.Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
Я так и не получила ответов на вопрос, почему же боженьке угоден Муссолини и неугоден Нансен. Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
Например, Мухин сам признавался, типа, не смогу ответить, так заболтаю. Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
Хрестоматийное: вот будет вам плохо - сами в церковь прибежите! Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
Миссионер любит потолковать о моральном облике атеистов, как он его себе представляет, надеясь им внушить, что они плохие.Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
В виртуале это, конечно, сложно, без невербальных сигналов, но частенько миссионер пытается внушить атеистам, что их жизнь пуста и бездуховна, не то что у него.Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
Манипулятор припоминает, как злобные атеисты в СССР боролись с религией, намеренно скрывая, что атеизм=/= коммунизм.Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели[5]. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
Больше всего миссионер любит плакаться, что атеисты делают ему больно, оскорбляя его святыни.Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например, утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
Сережа Ноунейм уверял меня, что им движет не желание самоутвердиться, а исключительно любовь к богу и ближним, которых он оскорбляет для их же пользы. Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
Ко многим атеистам миссионеры пытались набиться в друзья, в том числе и ко мне.Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
Нахамив атеистам, миссионер может извиниться, но обязательно добавит, что это они сами его довели.Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
Обычно таким образом оправдывают дурные поступки попов и архииереев.Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает, о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
Будучи взят за жабры, когда от него требуют прямого ответа на прямой же вопрос, миссионер ведет себя именно так.Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым», когда не получает желаемого.
Ну еще бы: иной раз верун - вылитый Илия пророк перед царем Ахавом, вот только за этим обычно следует бан.