Сестра милосердия писал(а):
Львенка писал(а):
В общем я резюмирую - ваши утверждения про заявления психиатров, что видеть ангелов, чертей, богов и т.д. - может быть нормой - ошибочны.
ваше заявление, что верующие реже страдают психическими заболеваниями - крайне ошибочно.
ну и т.д.
Конечно, мои мнения, как и Ваши, могут быть ошибочны полностью, наполовину или на 1%.
Я понимаю так, что приведенные Вами цитаты говорят о специфике психозов у верующих людей.
Но нет исследований, в чем выражаются психозы у атеистов.
Все эти данные
не говорят о том, что верующие более склонны к психическим расстройствам, чем атеисты. Такое сравнение, насколько я понимаю, не проводилось. Наоборот, в последней Вашей цитате говорится, что теист может быть более устойчивым и толерантным.
Цитата:
Итак, психиатрия исходит из того положения, что религия сама по себе не только не вызывает душевные заболевания, но и до появления научной психиатрии и психотерапии во многом помогала людям справляться с психическими и даже телесными недугами.
Так что Вы доказали? Где преимущество атеизма?
А как Вы думаете, контактеры, которые побывали на тарелках или по-иному общались с инопланетянами - это не проявление атеистических психозов? Теист видит ангела, атеист - инопланетянина.
Первично именно заболевание. А как оно проявляется, зависит от подсознательных неконтролируемых воздействий.
И все-таки, Вы согласны, что транс это вполне нормальное, сознательно вызываемое состояние, при котором верующий может общаться с Богом или ангелами, а затем он из этого состояния выходит и включается в абсолютно нормальную жизнь.
С этого и начался наш разговор.
Лечить такого человека от шизофрении было бы не только неправильно, но и преступно, так как любой нейролептик губителен для мозговой деятельности.
Если мой знакомый скажет: Я видел (слышал) Бога в особом молитвенном состоянии, должна ли я заподозрить. что у него начался психоз, как Вы думаете?
вы не совсем понимаете. дело в том, что в психиатрии выделено целое направление по заболеваниям -
психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями. и выделено относительно недавно. и да, Пашковский - один из основоположников этого направления. у него масса работ о расстройствах психики с РМС (религиозно-мистическими состояниями). Представляете - КАК вы
изобретательноизбирательно выискиваете какие-то крупицы, которые обеляют вашу религию? Человек, можно сказать, собаку съел на религиозных бредах и галлюцинациях, а вы его притягиваете в свидетели, мол, он уверен, что ангелов и демонов видеть нормально.. нет. нет и нет! он нигде, никогда, даже намеком не говорил об этом. если вы под терминами "мистический опыт", "транс" понимаете видения каких-то сущностей, то это неверно. мистический опыт - подразумевает эмоциональный всплеск -
"
Понятия «мистика», «мистицизм», «мистический» имеют множество смысловых оттенков. Термин происходит от греч. mystika — таинство, сверхъестественное, божественное. В современном толковании оно имеет следующие основные значения: 1) религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром; 2) нечто непонятное, необъяснимое, загадочное; 3) религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с богом [10, 11, 15, 17J."
(обращаем внимание на п. 3)
никаких ангелов..
транс.. транс - это измененное сознание, когда человек перестает воспринимать внешние раздражители. Когда вы читаете увлекательную книгу - вы тоже в трансе) когда вы устали и перестаете активно реагировать на внешнее - тоже транс. Когда вы просто на лекции отвлеклись, прослушали что-то, потому что были погружены в себя - это да, тоже транс. В общем, когда направленность вашего внимания внутрь себя - вы в трансе. вспоминая какие-то прошедшие события, задумываясь о чем-то, решая математическую задачу - вы погружаетесь в транс. Когда человек сознательно стремится погрузиться в транс - это самогипноз. (кстати, гипноз - это всегда САМОгипноз).
так вот - Пашковский пишет -
Цитата:
«Мистический бред» в психиатрии определяется как психопатологическое явление, характеризующееся выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний, убежденностью пациента в том, что с ним и окружающими происходит нечто необъяснимое, загадочное. К мистическому бреду относятся болезненные идеи религиозного содержания, утверждения об общении с потусторонним миром [4].
В силу многогранности и неопределенности религиозно-мистических проявлений зачастую трудно уловить грань между религиозным опытом и психопатологией. Поэтому представляется необходимым их рассмотрение в теологическом, философском, нейропсихологическом и психопатологическом контекстах.
религиозный опыт! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! - выше писала - экстатическое чувство - благодати ли, единения с богом ли. (не видения ангелов!) и этот опыт приобретается в следствие определенных психологических практик. ваши молитвы - это одна из таких практик. НЛП - почитайте о нем побольше.
"Измененное сознание как диспозиционный фактор возникновения религиозных мистических состояний отмечали многие авторы. R.Fisher выделил два взаимно исключающих континуума измененных состояния сознания, генерирующих мистические переживания. Первый — эрготропный — включает в мистические переживания экстаз, визуализированные представления, галлюцинации. Второй — тропотропный — способствует расслаблению, пассивности, созерцательности [21].
Концепция «бимодального сознания» A.Deikman [20] предполагает существование двух модусов: активного и рецептивного (воспринимающего). Мистические техники автор связывает с доминированием рецептивного модуса. На основе экспериментов со здоровыми испытуемыми он пришел к заключению, что принципиальным моментом в создании мистического опыта является процедура умозрительной медитации, при которой медиативный тренинг ведет к образованию интрапсихических барьеров, направленных против отвлекающих стимулов. По A.Deikman многие явления, описанные в мистических переживаниях, могут быть расценены как последствия частичной дезавтоматизации психических структур, организующих и интерпретирующих перцепционные стимулы."
но и тут мистический опыт не уникален - он идентичен пиковым переживаниям обычного человека - влюбленность, творчество, потрясающее воображение и пр.
и да,эти "практики" изучаются с точки зрения психиатрии..
"Эволюционный подход к пониманию мистических явлений применил K.Wilber, разделив процесс развития сознания на три стадии: 1) предперсональную (волшебное и мифическое сознание); 2) персональную (рациональное сознание); 3) трансперсональную (сознание божественного присутствия, формирование высших форм психики: совесть, сострадание и т. д.). Каждой из этих стадий соответствует определенный спектр психических расстройств [39]."
а при исследованиях нейрофизиологии - близок к эпилепсии -
"В последние десятилетия предпринимались попытки поиска нейрофизиологических коррелятов мистических состояний. Исследования, проводимые в момент медитации, выявили на ЭЭГ у испытуемых гиперсинхронизацию в результате избыточной синаптической бомбардировки серотонином и глютаминовой кислотой [24], блокировку а-ритма вследствие повышения функциональной активности мозга (напряженное внимание, интенсивная психическая работа) [27], изменение метаболизма дофамина [26]. На основании проведенных нейрофизиологических исследований M.Persinger [34] выдвинул гипотезу о сходстве изменений в височной доле при эпилепсии и при мистическом погружении."
("Психология веры и религии" Пашковский)
Я вообще вам рекомендую почитать Пашковского не отрывочно (вероятно, на каких-то религиозных сайтах звучали мысли, которые вы тут изложили, и вы без чтения этих книг - приняли за достоверность), а вдумчиво и хотя бы пару работ. Поверьте, у вас сразу пропадет желание заявлять, что религиозные люди менее подвержены психическим заболеваниям, в отличие от атеистов))
Я не интересовалась есть ли исследования именно психических расстройств атеистов - никогда мне на глаза не попадались. как вы думаете, почему это направление не интересует психиатров? ))
Что я доказала? Что вы неправы. вот что) и что делаете неверные выводы из приведенных вами текстов.
а о преимуществах атеизма мы вроде не говорили? но если так рассматривать - то их, наверное, нет - ибо атеизм не религия - он не занимает столько внимания у человека, как любая из религий. атеист не соотносит свои действия с религиозными нормами и заветами бога, у него нет страха перед богом (помните - всеобъемлющего, всеполгощающего) - наверное, это хорошо? как думаете? меньше травм психики?
и да, последний ответ - если ваш знакомый говорит, что слышит и видит бога - первая мысль любого психиатра будет о нарушении психики.. как вы будете считать - не знаю, можете безоговорочно поверить - ибо чтобы быть религиозным человеком надо уметь безоговорочно верить..