Евгений Анатольевич писал(а):
Либо бытие едино, и это монизм, либо плюралистично.
Бытие дуально, так сказать, для разума, для анализа, но проявляение его едино. Когда мы смотрим на яблоко, для нас это единое - объект, предназначение которого утилитарно, хотя мы можем любоваться им, наслаждаться его вкусом. Для мыслителя в нем есть идея и воплощение её в материю. Номиалисты и реалисты будут спорить, а дуалист скажет, что оба правы: единое воплощает в себе идею и реализацию идеи. Ничто не первично, просто есть задающее начало и воспринимающее начало во всем сущем, так, информация существует лишь тогда, когда есть источник и приёмник. Но когда информация проявилась в чем-то конкретном, то это конкретное уже едино.
Пример. Я сшила платье или сварила суп. Вообще, платье мне больше нравится, хотя ход рассуждений тот же. Пока платье шилось, в него заложена масса идей и бит информации ради использования физических возможностей ткани и других материалов. Когда изделие готово, оно уже единый объект, и наблюдателя, если он не философ, вовсе не интересует, сколько бит информации заложено в фасон и методику пошива. Эти подробности отошли в ментальный план бытия.
Евгений Анатольевич писал(а):
Стоики, например, больше занимались вопросами морали, а физику не очень проработали. Поэтому одни из них были монистами и считали, что материя - это сгущённая пневма, а другие были дуалистами и полагали как вы два начала: активную пневму и пассивную материю.
Материя у меня не пассивна, хотя я иногда употребляю это слово для противопоставления активности духа. Она инерционна и она воспринимающая сторона взаимодействия. В предыдущих постах я уделила много внимания активности материи. Будучи выведенной из первоначального состояния она порой развивает бешеную энергию, чтобы вернуться в исходное состояние. Это наведенная или вынужденная активность. И вторая форма активности, более тонкая и на самом деле сводимая к первой (хотя только правильно мыслящий ум замечает это) — действие природного объекта по заложенной в него программе развития. Кем заложенной? Конечно, творящим духом, как Божьим, так и человеческим, ибо в творческом процессе человек есть образ и подобие Творца.
Жизнедеятельность живого организма — это творчество Создателя. Дрон — это творческий продукт человеческого разума.
Евгений Анатольевич писал(а):
Если Дух есть действующий Дух, то как рядом с ним может быть то, что он не делал? Если есть что-то, что не является произведением Духа, то этот Дух оказывается не всеобщим. А раз он не всеобщий, то ничто не мешает, кроме одного, что он не делал, предположить ещё что-нибудь. И так вплоть до бесконечности, устранив в итоге сам Дух.
А если Дух есть всеобщий Дух, то он является причиной всего, в т.ч. и материи.
Пожалуйста, Вы можете оставаться монистом, но для меня это рассуждение не убедительно.
Дух и Материя — вечные категории, единые в своих проявлениях.
Евгений Анатольевич писал(а):
Другой подход в том, что бы считать материю и дух двумя моментами единого бытия, несуществующими отдельно друг от друга, но взаимноразвивающимися и взаимнообусловленными.
Отлично!
Евгений Анатольевич писал(а):
Диалектика становления бытия такова, что первым проявляется материальный момент, который проходит все ступени развития до человека, в котором обретает бытие дух.
Не первым. Просто материя первоначально была в непроявленном состоянии, как всеобщая потенциальность без качеств и свойств, дух тоже не был проявлен, так как проявиться он может только в материи. Вот такая тайна бытия. Проявляются они одновременно, причем материя уже обладает всеми заданными свойствами, которые будут разворачиваться в процессе развития, и дух будет активно участвовать в этом процессе.
"в котором обретает бытие дух" - в котором дух познаёт себя и мироздание.
ИМХО по всему тексту.