Сестра милосердия писал(а):
ЛьвёнкеНе нужно думать, что я безответственно что-то изрекаю ради доказательства преимуществ веры.
Вы усомнились, что в учебнике по психиатрии я могла читать нечто, что Вам не кажется правдоподобным или просто не нравится.
Пришлось поискать источник.
В общем, речь идет о трансе как вполне доступном и нормальном переживании.
Фрагменты книги «Пашковский В.Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей».Стержнем религиозного переживания является интуиция (отлат. intuitio — пристальное, внимательное всматривание, созерцание), которая характеризуется постижением истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. И.Кант различал дискурсивную, логическую ясность, полученную с помощью образования понятий, и интуитивную (т. е. эстетическую, чувственную),
приобретенную с помощью видения [6]. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность пути, ведущего к ее результату.
Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:
• Видение — «внутреннее зрение разума», которое связывается с удаленными или пространственно, или во времени событиями, часто принимаемое как «откровение» из другого мира.
• Прозрение — внезапное просветление мысли; проникновение в сущность чего-либо, предвидение.
• Озарение — внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь.
• Благоговение — внезапное чувство подавленности, обычно связанное с красотой, величественностью необычного природного или искусственного объекта или того, что воспринимается как сверхъестественное.
• Экстаз — исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Во время экстаза, по утверждению восточных и христианских мистиков совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога.
По меткому замечанию C.Tart, «многие примитивные народы, например, считают, что
практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, а тот, кто не способен на это, считается психологическим калекой» [38].
Примером попытки совмещения психологического и психиатрического подхода является концепция интерференции мистических и психотических феноменов, выдвинутая D.LukofF[29]. По его мнению, следует различать: 1) мистический опыт; 2) психоз; 3) мистический опыт с психотическими явлениями; 4) психоз с мистическими явлениями. Результатом дальнейших разработок этой проблемы американскими психологами и психиатрами [30] явилось введение в классификацию DSM-IV нового кода: V62.89 Религиозные и духовные проблемы.
Таким образом, религиозно-мистическое состояние как патологическое явление следует рассматривать лишь в том случае, если оно на правах симптомокомплекса входит в структуру синдрома — систему высшего порядка, определяющуюся не только качеством, но и тяжестью расстройства психической деятельности.
*
Итак, психиатрия исходит из того положения,
что религия сама по себе не только не вызывает душевные заболевания, но и до появления научной психиатрии и психотерапии во многом помогала людям справляться с психическими и даже телесными недугами. Однако в определенных условиях, при определенном складе личности, в частности истерическом, или при генетической предрасположенности к психическим расстройствам религия определяет содержательный аспект психопатологических переживаний. Все психопатологические явления имеют аналоги в психологии человека. Так же, как существуют критерии, позволяющие отличать острое горе от депрессии, любовь от бреда любовного очарования, так же должны существовать и отличительные признаки нормальной и патологической религиозности. Поисками этих критериев, а также описанием специфических патологических религиозных симптомокомплексов и занимается психопатология.
https://scisne.net/a-1881 именно так я и думаю. потому что вы обладаете потрясающей способностью переиначивать смысл изложенного. в той же книге вы старательно игнорируете многое, не соответствующее вашим взглядам -
похоже на портрет "отцов церкви"?
Цитата:
как указывает W.James, во все времена существовало два типа верующих. Одни, их большинство, внешним образом придерживались религиозных обрядов своего народа и соблюдали вошедшие в привычку установленные формы религиозного поведения. Другие же часто проявляли симптомы нервной неустойчивости: «Эмоциональная сторона их повышена до экзальтации; очень часто их внутренняя жизнь раздираема противоречиями, многие из них подвержены меланхолии в течение большей части своей жизни. Они не знают ни в чем меры, страдают одержимостью, навязчивыми идеями; они впадают в экстаз, слышат голоса, у них бывают видения, словом они дают ряд симптомов патологического характера. И нужно прибавить, что эти болезненные явления в большинстве случаев усиливают их религиозный авторитет» [25].
там же огромный перечень психиатров, четко выражающих связь между религиозностью и психическими заболеваниями:
Цитата:
Экстатические переживания, видения небесного блаженства, бред о таинственном соединении с богом, чувственный бред с религиозно-мистическим содержанием, часто демономанический, сновидные помрачения сознания с отсутствием или смутностью воспоминаний R. Kraft-Ebing рассматривал в рамках истерического помешательства [30].
Цитата:
Религиозное помешательство (paranoiareligiosa) как отдельную болезненную форму очертил В.П.Сербский. Заболевание чаще встречается у людей неуравновешенных, скудоумных, мечтательных, отличающихся наклонностью к таинственному, чудесному. Началу заболевания предшествуют экзальтация, чувство просветления, сладострастное возбуждение. В сфере восприятия отмечаются зрительные галлюцинации, на протяжении которых возникают отверстое небо, лики Христа, святые, Божья матерь; слуховые галлюцинации о возложении высокой миссии, ложные узнавания. Содержанием мышления является религиозный бред о божественном призвании (мужчины — пророки, мессии; женщины — Христовы невесты, Богоматери. Бредовое поведение характеризуется борьбой с бесовским наваждением, нанесением себе тяжелых повреждений [13]. Французские психоневрологи J.M.Charkot, P.M.Richetr и P.Janet при изучении гипнотических состояний установили общность симптомов истерии и истероэпилепсии с бесоодержимостью, демономанией, кликушеством [16, 26].
Цитата:
немецким психиатром W.Hellpach. По его мнению, «религиозный элемент почти всегда выступал в истории в болезненной оболочке и распространялся и претерпевал свои решающие превращения всегда на крыльях массовой душевной болезни» [23].
Цитата:
Описывая религиозное помешательство, С.С.Корсаков заметил, что данному расстройству подвержены люди с невропатическим складом, малоумные, склонные к мистицизму с детства. Продромальный период обыкновенно проявляется в симптомах неврастении, период развития болезни выражается в ненормальной оценке, в символизации, в принятии на свой счет различных знамений и отрывочных галлюцинаций.
Бредовой период характеризуется быстрым появлением идей величия, бреда святости, бреда близости к божеству;
Кстати, Евгению и Грошику о врожденной религиозности -
Цитата:
Основоположником такого подхода в современной психологии религии был W.James. Проведя разграничение религии как учреждения и религии как личного переживания, он четко постулировал приоритет последнего. Определяя религию как совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, он тем не менее отрицал как специфичность религиозного чувства, так и наличие особых «религиозных» механизмов человеческой психики.
Теперь о выделенном вами - по поводу видения - которое вы трактуете - как видения ангелов, демонов и пр. религиозных персонажей - и считаете, что автор называет это нормальным - якобы если нет других проявлений психических расстройств. Это не так.. мягко говоря. ВИдения - как
интуитивное внутреннее моделирование ситуаций/событий прошлого, будущего или вообще нереального - это отнюдь
не галлюцинации. а вот видение ангелов, бесов и пр. - типичные галлюцинации. и говорят они о психическом нездоровье.
кстати, очень показательно, что вы обрезали цитату)
Цитата:
Непосредственными компонентами религиозного переживания являются:..
..• Страх — безотчетный, безрассудный и непреодолимый метафизический страх-тоска. Страх Божий, благочестие как боязнь греха.
безотчетный, безрассудный страх - одна из фундаментальных основ религии
Конечно, не у каждого религиозность вызывает психические заболевания/срывы/отклонения. Разумеется, многое зависит от личных качеств и физиологии. не секрет, что основная масса верующих -это просто "захожане", а вот среди глубоко верующих часто встречаются как раз психотипы, у которых уже есть психические и психологические проблемы, потому чаще всего именно они "срываются" - а вот их "срывы" могут как раз трактоваться как "святость", "богоизбранность" и пр.
Цитата:
На основе религиозной веры возникают религиозные переживания. Их интенсивность, насыщенность, полнота во многом зависят от психического склада личности, способности к воображению, фантазии. У одних верующих даже при отправлении культа переживания бедны…
У других людей переживания имеют сугубо духовный характер и схожи с таковыми при восприятии поэзии, музыки, живописи. И лишьутретьих проявляется чувственное видение сверхъестественного. Именно в различных проявлениях мистической интуиции: галлюцинациях, экзальтациях и т. п. видел источник религии французский философ А.Бергсон [2].
вот с этим
Цитата:
Итак, психиатрия исходит из того положения, что религия сама по себе не только не вызывает душевные заболевания, но и до появления научной психиатрии и психотерапии во многом помогала людям справляться с психическими и даже телесными недугами.
согласна абсолютно. ибо считаю, что и теперь священнослужители, непосредственно общающиеся со своей паствой несут бремя психологов-психотерапевтов. и да, для некоторых костыли религии очень важны - я с этим сталкивалась - и приветствую. наркоман, крепко уверовавший, что помогло ему бросить свою привычку/излечиться - из-за страха перед богом - никаких когнитивных диссонансов у меня не вызывает)хоть так..
про транс.
современная психиатрия тоже считает, что (не практически, а каждый) человек входит/впадает в транс. Примерно 1 раз в 40-50 минут) Но об этом отдельный разговор.
В общем я резюмирую - ваши утверждения про заявления психиатров, что видеть ангелов, чертей, богов и т.д. - может быть нормой - ошибочны.
ваше заявление, что верующие реже страдают психическими заболеваниями - крайне ошибочно.
ну и т.д.