[quote="Невер"]Вскоре, самым распространенным способом самоубийства среди старообрядцев стало самосожжение. Некто «малый» Сенька в 1666 году докладывал нижегородскому воеводе И. С. Прозоровскому, что «в Нижегородском уезде чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях, зажгли их и сгорели». В марте того же года некто С. А. Зубов писал из Вологды в Москву, что и здесь произошло первое самосожжение: «Четыре человека, нанося в избу сена и склав и запершись, и изнутри зажгли сами и сгорели; да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле и сели в дехтярном срубе, и зажгли сами, и в том срубе сгорели». В 1660-х годах самосожжения начались и в Поморье. В 1672 году в Нижегородской области произошёл случай самосожжений, в результате которого сгорело «тысячи с две» старообрядцев. По другим источникам, массовые самосожжения на Волге начались в 1675 году, когда в районе Нижнего Новгорода, особенно по реке Кудме добровольно сгорело до 2 тысяч старообрядцев. В 1670–1680-х годах центром самосожжения стало Пошехонье, где, возможно, сжигались не только местные жители, но и москвичи, близко к сердцу принявшие проповедь «огненной смерти». По разным сведениям в этот период на данной территории в «гарях» погибли до 4–5 тысяч человек. Так, в 1672 году в Пошехонском уезде, в Белосельской волости, прихода Пятницкого, сожглись 1920 человек. В городе Романове проповедники самосожжений (уроженец города Поликарп Петров, «новопоставленный» поп пошехонский Семен, «мужик» Семен — пророк, подьячий Иван Григорьев и некий Андрей Окунь) добились того, что погибнуть «в огне» или «в воде» был готов целый город, и только удачное вмешательство их противников помешало осуществлению этого намерения. Значительного распространения достигли гари и в Арзамасском уезде, где продолжались с 1675 по 1678 год.
Добрый христианский бог возлюбил РПЦ всем сердцем своим и разрешил церковникам иметь во всех крупных монастырях тюрьмы, использовать пытки для вразумления ослушников, лечить их чудо-голоданием, а некоторых сжигать заживо на кострах (как Алёну Арзамасскую), чтобы душа быстрее очистилась от многочисленных грехов. Разумеется, добрый христианский бог благословил рабство/холопство, чинопочитание, кастовость, глумление богачей над работным людом и пр. и пр.
_________________ "спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.
|