Interaktive писал(а):
Религия это ложь
Таким образом, фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, закон достаточного основания помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.
Логика: Учебное пособие для юридических вузов
Вообще-то, цитируя, следует либо давать ссылку из Интернета, либо приводить полную библиографическую информацию: В данном случае цитируемый текст содержится в достаточно известном учебнике И.В. Демидова, в сети он во множестве копий. Например вот тут
http://www.bibliotekar.ru/logika-2-2/29.htmОднако процитированное доказывает и то, насколько искажается смысл фразы, вырванной из контекста. Ведь на той же странице есть еще и такая фраза:
«Закон достаточного основания
требует обоснованности всякого положения, но он не может указать,
каким должно быть конкретное содержание данного основания. Это определяется содержанием соответствующей отрасли знания». (Подчеркнуто мной.
М.).
Другими словами, у точных наук свои обоснования, основанные на доказательстве, у гуманитарных – свои, основанные на умозаключениях, а у богословия – свои, основанные не на знании, а на вере и риторических построениях. Однако помимо понятий «истина» и «ложь» в юриспруденции есть понятие "добросовестного заблуждения" - когда человек без достаточных оснований принимает на веру ту или иную информацию (см., например
http://fern-flower.ru/articles/taktika_ ... ochevidcev). Другими словами, и верующий, и священник, искренне и некритично воспринимающий на веру религиозные догмы – добросовестно заблуждается. Ну, а понимающий их абсурдность, но продолжающий на них (с той или иной целью) настаивать - вот это уже лгун и лицемер.
5fingers писал(а):
Не всякая религия - ложь.
Не всякая ложь - религия.... И т.д. и т.п.
Улыбнуло, поскольку вспомнился недавний случай, тем более, что и ту по сути пример заблуждения.. В середине сентября доставили очередную дачницу, судя по конкретике травмы, то ли дрова из небольшой поленницы развалились , то ли сама себе на ногу уронила охапку тех же дров. Травма явно некриминальная, но всё-таки спрашиваем об обстоятельствах - порядок такой, для истории болезни нужно. В ответ слышим: "А о плохом не надо говорить, чтобы не повторилось. Не видеть зла, не слышать зла, не говорить о зле - это главное, чтобы не было зла. И еще, надо при случае повторять: У нас всё неплохо. У нас не всё плохо. Всё плохо не у нас, а у них". Сами видите, друзья форумчане, в чем тут ее заблуждение. А на мой вопрос, у кого же это "у них"? Ответ был предсказуемым: "Как у кого? У врагов нашей страны и нашей веры. И если мы почаще будем говорить, что у них всё плохо – так у них и будет всё-всё плохо". Ладно, говорю, а может вы и свои переломы костей стопы этак вот "развидите" - их и не будет? Нет, говорит, видеть - это глаза, слышать - это уши, говорить - это рот, а тут боль прямо в ноге, и под эту формулу не подходит, а потому извольте ни о чем не спрашивать, а оказывать мне помощь… Ладно, думаю, сейчас продиктую для истории болезни: «Падение на правую стопу охапки дров». В ответ вопль: «Так ведь не надо и говорить о зле! И вообще, вы откуда это знаете?» Тут я разозлился и процитировал ей доктора Швеннигера: «В таком случае, ее обратиться ли вам к ветеринару, вот уж кто ни о чем не спрашивает своих пациентов».