Рой
https://sapojnik.livejournal.com/2949610.htmlДля нашего брата-атеиста есть в родном народе весьма удручающие особенности. Только иной раз порадуешься какому-нибудь локальному проявлению низового свободомыслия, типа недавней победы сторонников Сквера над богомольцами Храма в славном граде Екатеринбурге - как тут же или нахлынут воспоминания о несметных толпах в Москве, стоящих часами ради какой-то, прости господи, Плащаницы (от церковников из Нового Афона, которые РПЦ спустя несколько лет, хе-хе, показательно кинули)... Или вот подкинут фоток с проходящего буквально в эти же дни действа под названием "Великолуцкий крестный ход".
И поймешь - мдас! Антирелигиозной пропаганде в этой стране еще работать и работать. Можно сказать, начать и кончить.
Да, это вот такая толпень. Пишут, что в ней - 30 тысяч. не знаю, по виду там все сто тысяч
(ну этосапожник загнул в Великих луках всег онемногоим больше). РОЙ. И все - идут. Куда?! Поискал, нашел, что пишут про этот ХОД.
"...Это действительно один из самых популярных и известных крестных ходов в России. Люди идут с разными целями. Некоторые не очень убеждённо верующие люди идут в крестный ход, чтобы испытать себя. Может быть, с точки зрения церкви, это лучше, чем путь из Керчи в Вологду или восхождение на Эверест: всё-таки человек идёт к святыне, да? Но, безусловно, большинство паломников - искренне и глубоко верующие люди. Другое дело, как они веру понимают. Вопрос о массовости крестного хода, скорее, переводится в другой вопрос: почему у большого количества людей вера зачастую проявляется в некоем, я бы сказал, простодушном действии.
Великорецкий крестный ход, который проходит в эти дни в Кировской области, считается одним из самых древних и многолюдных, однако немногие знают, что изначально он представлял собой отнюдь не «смиренное моление». Традиция ежегодно проходить полторы сотни километров из Кирова в село Великорецкое и обратно появилась не так давно...
...всё это очень любопытно, но это, конечно, не древнерусское язычество, восходящее к культу Перуна или Велеса. И не удмуртское, марийское либо коми-зырянское язычество. Это то, что учёные называют народным православием, а я бы назвал неканоническими проявлениями православной религиозности. С течением времени эти обрядовые действия могут меняться. В конце XX века, как я видел, на берегу реки Великой люди искали уже не «ноздреватый камень», а камушки с изображением, напоминающим Богородицу или Николая Чудотворца. Выдирали из земли гибкие сосновые корешки, чего не было прежде. Ещё я там заметил особое такое общение с соснами, что растут на косогоре: стволы приобнимали, а ещё прикусывали хвою - видимо, от зубной боли.
Борьба церкви против всех этих пней да корней, против современных неканоничных обрядов и установка на их месте главных символов православия - всё такое напоминает борьбу за христианизацию, которая проходила на Руси тысячелетие тому назад. Интересно, что эта борьба, как мы видим на примере Великорецкого празднования, завершилась победой канонического христианства только в XXI веке.
Известно ли, насколько древние все эти обряды, которые совершаются на реке Великой?
Давайте уточним: долгого пешего пути большого количества паломников, как сейчас, в старину не было. Икону отправляли на лодке по рекам Вятке и Великой. В 30-х годах XVIII века просвещённый вятский епископ Лаврентий Горка запретил крестный ход, видимо, из-за таких особенностей, которые он принял за языческие. Вообще в эпоху Петра I, Анны Иоанновны всякие отступления от канонического православия очень жестоко карались. В XVIII веке нет подробных и точных описаний того, что происходило на Великорецком празднестве. Известно лишь, что хождение было под запретом с 1734 по 1738 годы. Потом местные жители написали петицию, прося его возобновить. А с 1778 года путь чудотворной иконы в Великорецкое стал сухопутным, а не речным.
Вот это понимание, что нужно пройти долгий пеший путь, укрепить свою веру неким трудным испытанием, чем оно порождено?
- Нынешние паломники встраиваются в уже имеющийся религиозный институт - крестный ход. А сам этот институт формируется организующей волей церковного начальства. В конце концов, именно оно решило, чтобы не просто шла толпа верующих, а чтобы были хоругви и иконы, чтобы всё это возглавляли священники в облачении, был определённый порядок движения. Напечатали для паломников памятку, в прессе теперь вовремя появляются объявления, где состоится сбор, когда выход и так далее. Обо всём заботится церковь (при участии светских властей), а верующие принимают это, и в итоге слаженно шествуют тысячи паломников.
Священникам запрещали объяснять людям веру, проповедовать, проводить диспуты друг с другом и беседы с прихожанами. Скажем, в брежневское время у большинства верующих религиозность сохранялась как выполнение набора церковных обрядов. Причастить, покрестить, пропеть молитву на малопонятном языке перед бабушками - это власти, так и быть, разрешали. А выйти к народу с проповедью, смело и откровенно поговорить с верующими и неверующими, как это, например, устно и письменно делал отец Александр Мень (за что и был убит) - такое уже нельзя. Поэтому всё сводилось к формальным вещам. Религиозность в позднесоветские времена приобретала обрядоверный, а по сути примитивный характер".https://kirov-portal.ru/news/svoi-lyudi ... vym-23163/Охренеть. 150 км в одну сторону! Пешком!
Врачи говорят, что это должно быть очень полезно для здоровья.