Здравствуйте, друзья! "Христос Воскресе!" (с) - цитирую я субботнюю передачу про слово пастыря. "Дык когда он воскрес-то?" - ответите вы - "чуть ли не месяц назад." Да, но моей вины в этом нет. Я ж просто цитирую вам то, что услышал сегодня, в субботу, 13 мая 2017 года от Рождества Христова. А услышал я небезынтересные,вообще-то, вещи.
Сегодня в эфир дали, по-видимому, старое выступление Кирилла в церкви. Выступление, посвящённое болящим, слабостям, болезням. И исцелениям, конечно же.
Говорил патриарх долго и вдохновенно. Начал он с истории о расслабленном человеке, в современной терминологии - парализованном. 38 лет тот был парализованным и ждал исцеления в некоем исцеляющем источнике. Господь Бог давал исцеление тому, кто первым погружался в этот источник. И столько времени никто не помог этому человеку. В конце концов Господь сам, через какое-то чудо свершил исцеление, когда стало ясно, что помощи от людей не будет.
Уж не знаю, верно ли у меня получилось запомнить эту историю, но дальше было достаточно, на мой взгляд, интересно.
Что такое болезни? - задавался вопросом Кирилл - случайность ли это? Или некое Божие провидение? И пришёл-таки к интересной фразе из св.отцов - "поразить тело дабы спасти душу". Идея такова - больной человек смещает со своего внутреннего пьедестала самого себя. Человек, который ничем не болеет, у которого всё хорошо - чем он озабочен? Да только собой, любимым. Собой, собой и снова собой. Моя карьера, мои дела, мои поступки... Другие? Что мне за дело до других!? Я, я, я, я и снова я. Важен только я и связанное со мной. Я сам себе судья и любимый персонаж своих жизненных планов.
Но вот болящий человек, беспомощный человек - он уже не совершит такого смертного греха, как дьявольская гордыня. Притом если болезнь тяжёлая и если человек действительно временно становится беспомощным. Он понимает, что центр всего - это не он. Он далеко не самодостаточен. Он сам встать не может без помощи - какая уж тут гордыня!
Какими глазами беспомощные люди смотрят на тех, кто за ними ухаживает? - спрашивает нас митрополит Кирилл - Эти люди уже не ставят в центр себя, но ставят другого человека.
Особенно сильно меняют восприятие человека неизлечимые болезни, когда человек осознаёт, что он никакой не центр всего мира. Когда он понимает, что от него, пупа земли, больше ничего не зависит, а всё зависит только от Бога. Что Бог - центр, а никак не он сам.
Если человек никогда ничем не болеет, как бы он ни грешил - это может быть признаком не только хорошего здоровья, но и богооставленности. Ведь есть люди, которые идут по головам, по людям - и у них всё хорошо. Эти люди - пропащие. Но Господь благ, и никому не хочет погибели. И по молитвам ближних таких людей, если ближние хотят душевного исцеления этого человека - то Господь может дать это исцеление. И компонентом этого исцеления может стать тяжёлая болезнь, после которой у человека, не знавшего в прошлом мук совести, может полностью поменяться мировоззрение.
Тяжкие болезни - это не случайность, не случайные генетические дефекты и не пустое изматывание человека - проводит мысль патриарх. Тяжкие болезни - это как способ переосмыслить себя и своё место в мире, свой эгоцентризм. Это способ перестать ставить на главное место себя и начать ставить на главное место в жизни Бога и своих ближних. Поразить тело, дабы спасти душу.
Христос Воскресе!
Думаю форумчане извинят мне вольное переложение кирилловой проповеди, к которой я добавлю в чём-то похожую мысль и из других, "некириллового" и уж явно "непоповского" источника - если вы, друзья, читали и хорошо помните Ивана Ефремова "туманность Андромеды" - то помните про момент, когда сосланный на остров Мвен Мас сражается с тигром. Прибывшие спасатели обездвиживают тигра, вводят ему какое-то средство, которое его ослабит; и один из них говорит фразу: "став слабым, тигр многому научится".
Ну как вам? Ну близко же! Когда эгоистический человек вдруг становится беспомощен, или тигр становится слабым - они учатся чему-то другому. Они учатся не быть пупами земли - но и соизмеряться с чем-то ещё!
А когда наше общество сажает кого-то в тюрьму, а люди стоят и думают про себя - "так тебе и надо, там ты быстро поймёшь - что к чему" - разве это не то же самое? разве это не пожелание того, чтобы на бессовестного сильного нашлась бы другая сила и поставила бы его в беспомощное состояние и положение?
Вот такие вот мысли можно наскрести из нашей психологии, из литературной классики и, конечно же, из речей патриарха.
Что ж, друзья, приглашаю к дискуссии. Есть здравое зерно в подобных рассуждениях, нет его. Делает ли болезнь человека лучше или не делает - это особенно хорошо, наверняка, знают те форумчане, которые имеют или имели дело с болезнями и с больными людьми. Исцеляется ли душа при поражении тела, полезно ли сильному стать слабым, и прочее, прочее, прочее...
|