Форум атеистов Рунета
http://ateistru.com/

Феноменология атеизма
http://ateistru.com/viewtopic.php?f=7&t=3915
Страница 1 из 12

Автор:  Его Святейшество [ 24 июн 2017, 00:47 ]
Заголовок сообщения:  Феноменология атеизма

Периодически я буду выкладывать сюда отрывки из моей статьи "Феноменология атеизма".
Статья в процессе написания и я выкладываю её сюда с чисто прагматической точки зрения- "обкатывания" в "полевых условиях".
Поэтому надеюсь на здоровую критику, указания на ошибки и тому подобное.
ВЭлкам,как говорят нанайцы!
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АТЕИЗМА.
ВВЕДЕНИЕ.
Итак, мы можем начать с того, в чём главное отличие атеизма от теизма.
Ведь определённо, с первого взгляда, мы можем объявить о том, что апофатическое богословие, как и атеизм, используют одинаковые методы познания той трансцендентной сущности, под которой мы подразумеваем Бога.
Апофатическое богословие говорит с нами языком "не", и атеизм так же.
Апофатики говорят нам о принципиальной невозможности познания сущности Бога (лишь через Его эманации), атеисты в своих утверждениях заходят ещё дальше.
Насколько дальше?

Любой теизм, и тот, который использует апофатическое богословие, и тот, который его не использует, однозначно формулирует Бога, как НЕЧТО. Причём НЕЧТО несомненно существующее, и, последовательно "отсекая" от божественной сущности то, чем она не может быть ограничена
(Бог не может быть ограничен понятиями камень, вода, огонь, ни Вселенная, ни даже любовь и т.д.), апофатическое богословие приходит к понятию "Божественного мрака", к понятию НИЧТО.
К этому же приходит и атеизм. Однако атеистическое НИЧТО кардинально отличается от НИЧТО апофатического богословия.

Теизм однозначно предполагает существование этого божественного НИЧТО именно в рамках трансцендентности к существующему тварному миру (хотя, справедливости ради, стоит заметить, что, в случае апофатики, Бог не может быть ограничен рамками существования, как, впрочем, и рамками любого другого понятия).Это, если так можно выразится, ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НИЧТО, НИЧТО, предполагающее под собой НЕЧТО.
В отличие от этого, НИЧТО атеизма- это НИЧТО в самом прямом его смысле: это отрицание самой возможности бытия для Бога. Под этим отрицанием находится и невозможность трансцендентности Бога для тварного мира, ибо кроме самого этого мира, не существует более ничего.

Поэтому то, диалог теиста и атеиста в принципе не возможен, так как теист пользуется в своих рассуждениях предикатами субъекта (всеблагой, сущий, всезнающий), атеист же отрицает саму сущность, сам субъект, к которому эти предикаты бы относились.

Теист думает, что в атеисте лишь "спит" его теистическая сущность, которую следует "разбудить" и развить. Для теиста Бог абсолютно реален, реален так же (а может быть и более) чем сам мир.
Поэтому атеиста он видит, как человека "ущербного", лишь временно ( в силу различных причин) лишённого теистического озарения, теистического знания. Он (теист) не допускает мысли, что атеист не имеет у себя даже зачатков нуминозности.

Так же и для теиста невозможно принять атеистическую аргументацию в споре. Атеистическая критика не воспринимается теистом, точнее, если и воспринимается, то лишь как подтверждение "парадоксальности" его веры ( "Верую, ибо абсурдно"), но никак в смысле отрицания веры как таковой.
Так же и для атеиста все теистические аргументы просто лишены какого-либо смысла, ибо он лишен всякого теистического "мистического" опыта общения с Божеством. И, собственно, он и не понимает о чём ведётся речь.
В конечном итоге, спор теиста и атеиста сводится к онтологическому спору о бытии и небытии, конечном и бесконечном ( простите за тавтологию).

Для атеиста есть лишь существующий мир, а вне мира нет НИЧЕГО. Поэтому для него не может существовать само понятие трансцендентного Божества, ибо за границами мира нет НИЧЕГО, соответственно не может быть и трансцендентного Бога. А раз Бог может принадлежать лишь существующему миру, то, собственно, Богом его и назвать нельзя (если под Богом мы понимаем определённые сущностные характеристики, которые мы Ему приписываем).

Для атеиста нет бесконечности, так как всё что дано ему, дано в категориях конечности мира, за пределами которого лежит НИЧТО, а НИЧТО не существующее не может быть ни конечным, ни бесконечным. Его просто нет. Бесконечность здесь понимается лишь как безграничность мира в физическом смысле.
Теисту же мир дан как "конечный" в смысле отличия его (мира) от бесконечного Бога, и поэтому да,- существование теиста "конечно" в рамках тварного мира, но в Боге теист дан себе как бесконечный и бессмертный. Для теиста понятие НИЧТО поглощено бесконечностью Божества.
НИЧТО, в данном случае, для теиста ничтожно по сравнению с бесконечностью существования Бога.
Для атеиста же такая посылка является логическим противоречием.

Автор:  Несвятой Дух [ 24 июн 2017, 01:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Зачем так сложно о простом? :roll:

Автор:  Его Святейшество [ 24 июн 2017, 01:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Несвятой Дух писал(а):
Зачем так сложно о простом? :roll:

Ну...надо потом будет опубликовать в научном журнале,а по-простому не возьмут :lol:

Автор:  Несвятой Дух [ 24 июн 2017, 01:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Его Святейшество писал(а):
в научном журнале

Кошмар. Не по теологии ль работу готовите?

Автор:  5fingers [ 24 июн 2017, 01:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Думаю, что статья начинается не с того начала. Хотя и умных слов в ней, бесспорно, много - но они, возможно, расставлены в ней в не совсем верной последовательности. :)

Дело не в том, что атеисты мыслят Бога только как ничто, для них суть Бог ничто и они неспособны воспринимать Бога как нечто взамен ничто, потому что неспособны наделить ничто качествами нечто. Конечно подобные обороты можно очень много и долго писать - но ясности они вряд ли прибавят.

Чисто на мой взгляд, всё намного проще.

Атеисты - это такие же люди. Как и верующие. С таким же мозгом, руками и головой. Просто у них есть некая особенность мышления - то ли повышенная критичность мышления, то ли пониженная религиозность, то ли нежелание подчиняться религиозным авторитетам, то ли логическое продумывание. До конца. Короче у атеистов существует некая особенность мышления - которая не даёт принять на веру, безоговорочно, сказки россказни откровения, идущие из религиозных источников.

Одни атеисты, возможно, находят логические противоречия и нестыковки. Другие сомневаются в утверждениях, которые попахивают явными фантазиями. Третьи может и согласятся с идеей Бога, да вот беда - они не привыкли верить на слово. Вот увидят Бога - будет совсем другой разговор. Четвёртые могут смущаться явной жестокостью, которой попахивают рассказы про божественные деяния. Пятые тоже ничего не имеют против Бога, только вот никак не могут определиться - какого именно. В десятках священных книг десятки богов - в какого теперь верить? Шестые вообще сомневаются - а нужно ли Богу чтобы люди в Него верили? Ну а седьмые слишком хорошо знают историю возникновения разных сказок и сказаний, былин и легенд, чтобы отчётливо видеть параллели с религиозными сказаниями. И понимают - что не совсем гоже верить в подобные сочинения...

Атеистов много. И причин у них для их атеизма тоже много. И вытекают эти причины вовсе не из-за приписываний атеистам Богу свойства какого-то "ничта"...
;) :D

Автор:  МФА [ 24 июн 2017, 07:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Его Святейшество

Вы считаете, что позиции теизма и атеизма равны?

Автор:  Его Святейшество [ 24 июн 2017, 09:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Несвятой Дух писал(а):
Его Святейшество писал(а):
в научном журнале

Кошмар. Не по теологии ль работу готовите?

Нет. По философии конечно.
Выкладывать сюда теологические работы я считаю абсурдным

Автор:  Его Святейшество [ 24 июн 2017, 09:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

МФА писал(а):
Его Святейшество

Вы считаете, что позиции теизма и атеизма равны?

В онтологическом плане,-естественно.

Автор:  Его Святейшество [ 24 июн 2017, 09:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

5fingers писал(а):

Чисто на мой взгляд, всё намного проще.
...
Атеистов много. И причин у них для их атеизма тоже много. И вытекают эти причины вовсе не из-за приписываний атеистам Богу свойства какого-то "ничта"...
;) :D

Я не согласен с Вами. Всё,что Вы расписали-это частности.
Вопрос моей статьи- это философский,онтологический вопрос. Не важно,почему ты атеист или теист. Что тебя не устраивает или устраивает в атеизме или в теизме.
Важен сам вопрос: почему существует атеизм, как феномен сознания.
Задача: с помощью ряда редукций убрать "всё лишнее", трансцендентное сознанию из самого сознания,что бы понять первопричину такого явления,как атеизм.
Потому как феноменологии религии посвящено достаточно много работ,а вот феноменологии атеизма-нет.

Автор:  5fingers [ 24 июн 2017, 09:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Феноменология атеизма

Его Святейшество писал(а):
Вопрос моей статьи- это философский,онтологический вопрос.
....
Важен сам вопрос: почему существует атеизм, как феномен сознания.
Гмммм... А атеизм - это точно феномен сознания?
Как по мне, так феноменом сознания, скорее, надо бы считать религиозность... Ну посудите сами - никого не видят, но верят, что на них с небес смотрит кто-то невидимый и побьёт по губам или по рукам - если обманут или в карман залезут. Но если залезть в карман, а потом часть денег предложить продавцу индульгенций - то тогда он договорится с этим невидимым и этот невидимый по рукам не надаёт. Этот невидимый знает всё и про всех - но тем не менее к нему обращаются с молитвой так, словно он не знает, о чём его будут просить. К нему, к невидимому, нельзя поворачиваться в алтаре задом - но этот же самый зад можно выставить в нему же напоказ во время молитвы, когда человек становится на колени и склоняет голову до земли. Он всё знает, но его постоянно пытаются обмануть. Он создаёт человека, а потом до самой смерти наблюдает за ним - не согрешил ли? - чтобы после смерти мучительно наказать. Он создаёт женскую и мужскую красоту - а потом требует, чтобы женщины и мужчины её спрятали куда подальше, чтобы они не отвлекались на красоту друг друга, а вместо этого молились, ибо созданная им же красота, оказывается, пагубна. Он заведомо знает, что и с кем будет - но тем не менее продолжает испытывать людей. Он создаёт людей со свободной волей и потом всю жизнь добивается от них смирения, ставя в самые разнообразные и порой жестокие ситуации, полностью противоречащие их свободной и созданной им же воле. Он катает людей во чреве кита по всему океану - и самое интересное, что никто из тех, кто верит в то, что Иона действительно плавал во чреве кита - не поверит своему соседу, если тот скажет, что тоже приплыл во чреве кита. Ни один из прихожан, которые веруют в то, что дева Мария понесла от Святого Духа - не поверит собственной жене, дочери или сестре, если она придёт с животиком и скажет, что это от Святого Духа. Ну и так далее...

Как по мне - так вера во всё это настолько странна и необъяснима, что я б назвал феноменом скорее не атеизм, а религиозность.
Но опять-таки это имхо. Допускаю что могу быть неправ. Мало ли? Вдруг атеизм и в самом деле феномен?
:D

Страница 1 из 12 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/