sergey писал(а):
Цитата:
1. Используйте опыт: Рассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.
2. Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.
3. Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?
4. Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов
Я так как раз из житейского опыта и поступал, даже не зная что это научный метод. А вообще с древней Греции известен.
тут я в и опыт не житейский-и критерии "не подходит" не те
для меня самым ярким примером конфликта житейского опыта с научным методом-был описанный Джеком Лондоном его опыт навигации:
Цитата:
Разница между действительным
местонахождением солнца и тем местом, где ему надлежало бы находиться,
если бы оно было порядочным, уважающим себя солнцем, люди называют
уравнением времени. Таким образом, мореплаватель, желающий определить, где
его судно находится на море, глядит на свой хронометр, чтобы установить, в
каком месте неба должно находиться солнце согласно указаниям Гринвичской
обсерватории. К этому указанию он прибавляет уравнение времени - и находит
то место, где солнцу следует быть, но где его нет.
"Снарк" покинул Фиджи в субботу 6 июня, а на следующий день, в
воскресенье, находясь в открытом океане и не видя нигде земли, я попытался
определить мое местонахождение, найдя с помощью хронометра долготу и
выяснив широту при посредстве меридиана. Хронометрические наблюдения я
сделал утром, когда солнце стояло над горизонтом примерно на 21 градус. Я
взглянул в "Альманах Мореплавателя" и нашел, что в этот самый день, 7
июня, солнце запаздывает на 1 минуту и 26 секунд, и что оно наверстывает
упущенное со скоростью 14,67 секунды в час. Хронометр сказал мне, что в то
самое мгновение, когда я определял высоту солнца, в Гринвиче было 8 часов
25 минут утра. Казалось, что, имея все эти данные, любой школьник мог бы
вычислить уравнение времени. К несчастью, я не школьник. Ясно, что в
полдень в Гринвиче солнце отстает на 1 минуту и 26 секунд. Столь же ясно,
что если бы теперь было одиннадцать часов утра, солнце отставало бы на 1
минуту 26 секунд и еще на 14,67 секунды. Если бы было десять часов утра,
следовало бы прибавить дважды 14,67 секунды. А если бы было 8 ч. 25 м.
утра, следовало бы прибавить 14,67 секунды, помноженные на 3,5. Далее,
совершенно ясно, что если бы было не 8 ч. 25 м. утра, а 8 ч. 25м.
пополудни, то следовало бы не прибавить 14,67 секунды, а вычесть их,
потому что если в полдень солнце отставало на 1 минуту и 26 секунд и
нагоняло это опоздание со скоростью 14,67 секунды в час, в 8 ч. 25 мин.
пополудни оно должно было находиться много ближе к тому месту, где ему
надлежит быть, чем в полдень.
До сих пор все шло хорошо. Но что же именно показывал хронометр, - 8
ч. 25 м. утра или вечера? Я взглянул на часы. Они показывали 8 ч. 9 м.,
конечно утра, так как я только что окончил завтрак. Но раз на борту
"Снарка" было восемь часов утра, те восемь часов, которые показывал
хронометр (а он показывал гринвическое время), должны были быть иными, чем
восемь часов на "Снарке". Но какие же это были восемь часов? Это не могли
быть восемь часов этого утра, - решил я, - значит, это восемь часов либо
этого, либо предыдущего вечера.
Здесь я свалился в бездонную пропасть интеллектуального хаоса. У нас
восточная долгота, - соображал я, - следовательно, мы идем впереди
Гринвича. Если мы идем позади Гринвича, - значит, сегодня есть вчера; если
мы идем впереди Гринвича - значит, вчера есть сегодня; но если вчера есть
сегодня, то что же такое сегодня? - завтра? - Чепуха! И все же это должно
быть так. Когда я производил наблюдения сегодня утром в 8 ч. 25 мин., в
Гринвиче только что окончили вчерашний обед.
"В таком случае, исправь разницу времени за вчерашний день", -
говорит мой логический ум.
"Но ведь сегодня есть сегодня, - настаивает мой здравый смысл. - Я
должен внести поправку за сегодняшний день, а не за вчера".
"И все же сегодня есть вчера", - упорствует мой логический ум.
"Все это прекрасно, - продолжает мой здравый смысл. - Если бы я
находился в Гринвиче, теперь было бы вчера. Непонятные вещи творятся в
Гринвиче. Но я знаю столь же твердо, как то, что я живу, что я нахожусь
здесь сегодня, 7 июня, и что я произвел наблюдения здесь теперь, 7 июня;
поэтому я должен внести поправку здесь теперь, 7 июня".
"Чепуха! - восклицает мой логический ум. - Лекки говорит"...
"Не имеет никакого значения, что говорит Лекки, - прерывает мой
здравый смысл. - Послушай-ка, что говорит "Альманах Мореплавателя".
"Альманах Мореплавателя" говорит, что сегодня, 7 июня, солнце отстает на 1
минуту 26 секунд и нагоняет это опоздание со скоростью 14,67 секунды в
час. Он говорит, что вчера, 6 июня, солнце отставало на 1 минуту и 36
секунд и нагоняло опоздание со скоростью 15,66 секунды в час. Очевидно,
нельзя вносить поправку к сегодняшнему положению солнца с помощью
вчерашней таблицы".
"Дурак!"
"Идиот!"
Таким образом, логический ум и здравый смысл продолжали препираться,
пока у меня не закружилась голова
или еще Пушкина могу процитировать:
Цитата:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.