Евгений писал(а):
де любое явление в истории-сразу же несет в себе отрицание самого себя
Вообще любое явление несёт в себе собственное отрицание. Человек рождается (точнее: зачинается) смертным. Он не становится смертным, а таким рождается. Всякая вещь несёт в себе собственное ничто. Но ведь и ничто несёт в себе собственное отрицание.
В чём, например, ошибка Демокрита? Он постулировал, что существует "что" и "ничто", но он их разделял, поэтому у него по необходимости и "что" вечно, и "ничто" вечно. В диалоге "Парменид" Платон показал, что "что" и "ничто", "единое" и "многое" находятся в неразделимом единстве и не могут друг без друга существовать.
Евгений писал(а):
а он разве философ?
Философ. Поскольку предметом философии является всеобщее, а Лукреций говорит о всеобщей природе вещей, то он философ. Конечно, его философия - это откат к Демокриту, т.е. регресс, но это не пересказ Демокрита. Ведь Демокрит только для иллюстрации представлял свои ἀτόμος ἰδέας в виде шариков с крючочками, но на деле его атомы были только мыслимыми сущностями. А у Лукреция - это однозначно изначальные тела - corpora prima. Поскольку у Демокрита атомы - мыслимые, а помыслить можно, что угодно, то атомы Демокрита безграничны не только по количеству, но и по разновидностям форм и размеров. Он утверждал, что есть атомы размером со Вселенную. Лукреций же считает, что хотя по количеству атомов бесконечно много, но число их видов ограничено, и он уподобляет их буквам. Хотя набор букв невелик, но из них можно составить безграничное число слов и речей. И он прямо критикует Демокрита, утверждая, что изначальные тела ограничены по размеру и не могут быть размером со Вселенную.
Если бы Лукреций ограничил своё учение только объяснением физических и химических свойств тел, то он был бы чистым естествоиспытателем, а его поэма была бы интересна только в контексте истории естественных наук. Однако он идёт гораздо дальше. Постулируя вечное движение изначальных тел он добавляет, что они в своём движении совершают небольшие отклонения от прямолинейного движения, настолько малые, что их даже и отклонениями, по его словам, назвать трудно. Однако благодаря таким отклонениям в число причин включается случай, а живые существа получают свободную волю. Это выходит за рамки физики и придаёт изначальным телам и пустоте, в которой они движутся, значение всеобщего начала, а это уже предмет философии.