МФА писал(а):
Лучшие философы мира были холостяками.
Аристотель был женат и даже два раза. А жена Сократа - Ксантиппа тоже вошла в историю. Холостяком был Кант, но не по убеждениям, а по бедности. В старости он сказал: "Когда мне были нужны женщины, у меня не было денег. Когда у меня появились деньги, мне перестали быть нужны женщины".
teist писал(а):
Совесть же - химера. Мораль, видимо, тоже. Да и семья тоже химера. Лишь ограничивает свободу творческим философам. Так?
Сами спросили, сами и ответили.
В философии же нет ничего безусловного, кроме парменидова "ἐστίν" - "Есть". А всё остальное - проблематично. И совесть - проблема, и мораль - проблема, и ценность семьи под вопросом.
О совести, правда, под другим словом - софросюна говорил Сократ. Эта самая софросюна не дана человеку от рождения, но развивается им, или не развивается.
Моральное учение развил Кант.
А о ценности семьи и её примате над государством первым заговорил Аристотель. И я даже процитирую. Уж очень хорошо он сказал:
«Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства — настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства, а рождение детей — более общее [назначение] живых существ [в сравнении с назначением человека]. Но если у других [животных] взаимоотношения [и сообщество] существуют лишь постольку, поскольку [они вместе рождают детей], то люди живут вместе не только ради рождения детей, но и ради других [надобностей] жизни. Действительно, дела с самого начала распределены [между супругами] так, что у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом муж и жена поддерживают друг друга, внося свою [долю участия] в общее [дело]. Этим объясняется, видимо, то, что в данной дружбе присутствует как польза, так и удовольствие. Она будет и [дружбой] по добродетели, если муж и жена — добрые люди, ведь тогда у каждого из них [своя] добродетель и оба будут такому радоваться. А дети, как считается, тесно связывают [супругов], потому- то бездетные скорее разводятся: дети — это общее обоим благо, а общее [благо] объединяет»