Патриарх Кирилл заявил, что служители церкви не должны становиться медиаперсонами: это препятствует сакральному отношению к вере. Помилуйте, кто же у нас тогда останется героями медиа – одна попса? И так уж интервью не у кого взять, кроме комиков, а какие диагнозы, какие прогнозы они могут высказать? Писателей почему-то спрашивают очень редко – вдруг скажут что-нибудь не то; это же касается серьезных музыкантов. Политологов почти не осталось. В результате главные авгуры у нас – сериальные артисты да несколько специально нанятых городских сумасшедших, ну и медиапространство соответствующее.
Как это возможно – чтобы служители церкви воздерживались от публичных комментариев? Да если бы не Тихон Шевкунов, мы так и не узнали бы ничего насчет версии о ритуальном убийстве царской семьи. Россия традиционно придавала огромное значение мнению церковников. Обер-прокурором Синода был Константин Победоносцев, пусть не служитель, но деятель церкви; попробуйте представить спектр тогдашних мнений без его высказываний! Попробуйте представить конец восьмидесятых без лекций о. Александра Меня, а дискуссии девяностых – без участия виднейшего катехизатора и публициста Андрея Кураева! Да как могут служители церкви в наше-то сложнейшее время воздерживаться от нравственного и богословского комментария – когда царебожники пытаются вводить цензуру, когда Наталья Поклонская по непониманию или злонамеренности искажает духовную историю России, когда бесчисленные спекуляции на религиозных вопросах наполняют прессу, когда оккультизм поднимает голову, а неоязычество уже в открытую продвигает в медиаперсоны «родноверов»! Кому, как не церкви, произносить отрезвляющее слово? Кто, как не священники, во всем мире олицетворяли собою нравственность – говорю, разумеется, о лучших? Разве не был медиаперсоной Мартин Лютер Кинг, великий проповедник братства? И разве может церковь быть закулисной, тайной пружиной русской жизни? Сама мысль об этом кажется кощунственной.
Думаю, патриарх хотел сказать, что служителям церкви не следует приковывать внимание к своей личности. На что можно возразить: а почему бы обществу и не обратить серьезнейшее внимание на эти личности? Сдается мне, можно увидеть много интересного. Ведь еще апостол Павел – прямо скажем, не последний из служителей Церкви Христовой, — сказал о необходимости «доброго свидетельства от внешних»; то есть. от мирян. Это сказано в Первом послании к Тимофею. Правда, во Втором он рекомендует «воздержаться от пустословия», но как раз от пустословия многие служители церкви воздерживаться не хотят, повторяя банальности или становясь на сторону обскурантов. А вот содержательно высказываться в защиту истины Христовой – по-моему, их прямой долг. Тогда-то у нас и появятся медиаперсоны, а не медиапустоты.
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|