Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.В РПЦ имеет несколько значений:1. отлучение христианина от общения с «верными» и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое;2. Проклятие .
Происхождение греческого термина:у языческих авторов (Гомер, Софокл, Геродот) он означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению. В Септуагинте был
использован для передачи древнееврейского термина ивр. חֵרֶם (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис.21:2-3, Лев.21:27, Втор.7:26, Втор.13:15-17, Нав.6:17, Нав.7:11, Зах.14:11). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом.
Слово анафема входит в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и становится господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафемствования становится: «Имярек да будет анафема».
325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучен от церкви тридцать седьмым папой Либерием. И папа Либерий и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых!!!
518: Константинопольский Патриарх Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
633: на V Толедском Соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов Антиохийского Патриарха Макария, а также покойных Константинопольских Патриархов Сергия, Пирра, Павла, Петра и Папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
843: Константинопольский собор анафемствовал иконоборчество.
878: Папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
1054: Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как-то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.
В 1766 году Святейший Синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767), обязательную для всех епархий; чин стал совершаться только епархиальным архиереями в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются». В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Г. Отрепьев и И. Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов; были опущены все имена и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».
В Московском царстве в XVI—XVII веков, а также в Российской империи XVIII века анафеме предавались не только преступники против веры и Церкви, но и государственные преступники; анафематствование часто влекло гражданскую казнь. Некоторые случаи анафематствования в Русской церкви:
1329: Феогност (митрополит киевский) посетил Новгород и, по настоянию великого князя Ивана 1 Даниловича, отлучил тверского вел. князя Александра Михайловича, не желавшего ехать в Орду на суд к хану, и псковичей, принявших его сторону.
1375: проклятие стригольникам- еретикам.
1378: святой Киприан, Митрополит Киевский и всея Руси, анафематствовал царя всея Руси Дмитрия Донского, который, несмотря на это, позднее был прославлен в лике святых!
1490: (при митрополите Зосиме) и 1504 (при митрополите Симоне) на Соборах осуждена ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили (пытали, вешали и жгли).
1604: Григорию Отрепьеву- Нелидову, галичскому сыну боярскому, самозванному царю.
1654: Анкудинов Тимофей Дементьевич изобличён как самозванец и казнён (четвертован) в Москве. Предан анафеме и включался в список анафематствуемых в Неделю православия вплоть до времён Павла I.
1656: на Соборе было осуждено двуперстное крестное знамение. Однако под давлением большевиков в 1929 и 1971 годах Русская Церковь это осуждение сняла, а старые русские обряды, в том числе двуперстие, признала равночестными новым и спасительными.
Соборы 29 апреля 1666; и в ноябре 1666 — мае 1667, последний под председательством Московского патриарха Иоасафа II и с участием патриархов: Александрийского Паисия и Антиохийского Макария 13 мая 1667 —проклятие раскольникам-старообрядцам.
1671:вечное проклятие Разину Степану.
1690: Собор под председательством патриарха Иоакима анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», осудил на сожжение сочинения Феодора Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».
1708: проклят гетман и светлейший князь Иван Мазепа.
1713—1723: предан суду и анафематствован «иконоборец» Д. Тверитинов.
1775: вечное проклятие Пугачёву Емельяну , самозванному императору.
1901: определение Святейшего Синода, констатировавшее отпадение от церкви графа Льва Толстого
1918: Св. патриарх Тихон предал анафеме тех, кто «гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
30 декабря 1959 года: Священный Синод РПЦ под председательством патриарха Алексия 1 вынес постановление (журнал № 23): „Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской духовной академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения <…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших Имя Божие, отлучить от Церкви“[21].
1970: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему В. И. Ульянову- Ленину.
1983: Архиерейский Собор Русской православной церкви заграницей провозгласил анафему сторонникам экуменизма.
В Определении Архиерейского собора 1994 года Русская православная церковь использовала формулировку «[сами] отлучили себя от Православной Церкви» в отношении последователей языческих, теософских, оккультных «сект» и новых религиозных движений.
1997:отлучён бывший священник Якунин Глеб Павлович.
1997: отлучён самозванный киевский патриарх Филарет Денисенко.
2009: Епархиальный совет Псковской епархии (не упоминая имени правящего епархиального архиерея, которому, согласно канонам и нормативным документам РПЦ, принадлежит право налагать прещения) принял решение отлучить от Церкви журналиста Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой)», создав прецедент использования положений пункта 3 главы XV «Основ социальной концепции Русской православной церкви» (Решение об отлучение Дементьева Псковской епархией не может вступить в законную силу до утверждения патриархом — согласно Уставу РПЦ (пункт 5 главы VII) и Положению о церковном суде (пункт 4 статьи 47) Журналист подал в суд иск к Псковской епархии РПЦ о защите чести и достоинства, утверждая в числе прочего, что он не крещён, и предание его анафеме невозможно.
Московский же князь Дмитрий Донской, анафематствованный законным Киевским митрополитом Киприаном за антицерковную деятельность, был безо всякой процедуры снятия анафемы прославлен в лике святых Поместным Собором РПЦ 1988 года.
Широко известное обоюдное снятие анафем патриархом константинопольским Афинагором и папой римским Павлом VI в 1964 году в Иерусалиме произошло на основе взаимной политической договорённости.
В католической церкви:
1080 г. — Папа Григорий VII вторично подверг императора Генриха IV анафеме
Около середины XI века — Иоанн Итал, византийский философ XI века
1179 г. — нигилизм предан анафеме папой Александром III
1281 г. — Мартин IV (папа римский) предал анафеме византийского императора Михаила Палеолога как еретика и схизматика.
1411 г. — Ян Гус
1415 г. — Папа предал анафеме город Жатец
1466 г. — Король Чехии Иржи (Георгий), был предан анафеме папой Павлом II и низложен.
1453 г. — Жанна д’Арк, сожжена, впоследствии оправдана и в 1920 году причислена к лику святых
1497 г. — Савонарола, Джироламо был отлучён от церкви папой римским Александром VI
1521 г. — Мартин Лютер
1541 г. — отлучение от католической церкви англ. короля Генриха VIII
1600 г. — Джордано Бруно, сожжён.
1738 г. — Масоны
1865 г. — Папа Пий IX, автор «Силлабуса» — «Списка важнейших заблуждений нашего времени», предал анафеме пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные общества, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства, считающих протестантизм одной из Церквей и др.
1897 г. — Лео Таксиль, известный писатель, критик клерикализма.
С 1983 года в Римско-католической церкви после принятия нового Кодекса канонического права термин анафема больше не используется.
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24371