sergey писал(а):
Сестра милосердия писал(а):
То есть, Вы не знаете, что в Средние века наукой занимались монахи, они же основывали школы, университеты, переписывали и распространяли книги. Это была самая грамотная и просвещенная прослойка общества.
Ну и какие книги монахи переписали до эпохи возрождения? Какие открытия были сделаны до эпохи возрождения? Что было с теми кто самостоятельно пытался заниматься наукой?
Один из тезисов атеистической критики гласит: "Христианство притесняло науку с самого своего принятия в Европе. Именно из-за него Европа отставала от Востока. В то время как западные христиане сжигали ученых на кострах инквизиции, арабы делали великие научные открытия и всячески процветали". Как и большая часть атеистической критики, это утверждение рассчитано на людей, которые не особо затрудняли себя изучением истории в школе.
Отсутствие великих научных открытий в поздней античности и раннем средневековье объясняется очень просто. Большую часть Европы в раннем средневековье занимали варварские племена, которые по большому счету, кроме как махать дубинами, бегая по лесам, ничего не умели. К этому надо еще прибавить "Великое переселение народов": готов, гуннов, саксов, славян, аваров, германцев и других, которые истребляли друг друга. Естественно, в этой борьбе за выживание времени и места для науки как-то не находилось.
Куда легче было Восточным государствам, где цивилизации существовали уже не одну тысячу лет. Естественно, исходные данные Востока и Запада были неравны. Должны были пройти столетия, чтобы варварские народы, таки победившие Римскую империю, отстроили свои собственные цивилизации, способные родить науку. Так на самом деле и произошло.
Когда, наконец, Европа была поделена между государствами, когда были отстроены города, то, впитав в себя плоды античной и восточной науки, она совершила скачок в научном развитии, который предопределил ее доминирование во всем мире на все оставшееся время. Большинство эпохальных научных открытий и средних веков, и новейшего времени было сделано в христианских странах или имеющих христианские корни. Это факт, который нельзя опровергнуть.
Конечно, были отдельные попытки некоторых церковных деятелей воспрепятствовать научным процессам, якобы из-за их антихристианской природы. Но ретрограды были везде и всегда. Даже в нашем просвещенном двадцатом веке, атеисты притесняли науку и убивали самих ученых. Но ведь никто из атеистов не делает вывод о том, что атеизм и наука несовместимы.
Итак, уже в раннем средневековье появляются ростки науки, и не последнюю роль в этом играет именно церковь. Из известных личностей раннего средневековья можно выделить, например Боэция ( около 480 - 524). Он был одним из самых читаемых и почитаемых в средневековой школе авторов. Боэций заложил основы схоластического метода, дал латинские эквиваленты категориям греческой философии. Именно Боэций разделил семь свободных искусств, выделенных Марцианом Капеллой, на тривиум и квадривиум, т. е. практически на гуманитарный (грамматика, риторика, диалектика) и естественно- научный (геометрия, арифметика, астрономия, музыка) циклы. Сам он занимался квадривием, впервые дал его теоретическое обоснование и классификацию, написал ряд сочинений по дисциплинам квадривиума (сохранились трактаты по арифметике и музыке). Его трактат "О музыке" изучался студентами Оксфордского университета даже в 18-ом веке.
Большой вклад в разработку схемы процесса обучения в школе сделал Флавий Магн Аврелий Кассиодор Сенатор (около 490 - около 585). Кассиодор, продолжая мысли Иеронима и Августина, считал, что светские науки развивают то, что в зародыше содержится в откровении, что знания - это путь к высшей истине. Особое внимание он уделял гуманитарным дисциплинам тривия.
В столице Каролингского государства Ахене была образована Академия Карла Великого, где читались лекции и велись споры Около 787 года королем Карлом Великим также издается "Капитулярий о науках", которым предписывалось при каждом монастыре и при каждой епископской кафедре открывать школы. Школы делились по нескольким типам: монастырские, соборные и приходские. Причем в школах обучались как будущие священнослужители, так и миряне. Приходские и внешние монастырские и соборные школы посещали мальчики 7 - 15 лет. Они изучали чтение, письмо, счет, церковное пение. Во внутренних школах образование было более широкое. Здесь помимо вышеуказанного изучался латинский и частично греческий языки, для способных - основы богословия и углубленная грамматика. При обучении, помимо христианских учебников Алкуина, Боэция и других авторов, использовались также античные труды, в частности Цицерон, Катон, Вергилий, Платон, Гораций и Овидий. Центром этой сети школ была придворная школа в столице.
Также большой вклад в развитие и сохранение науки в раннем средневековье сыграли христианские монастыри. Почти в каждом монастыре были мастерские по переписке, в которых сохранялись и переписывались рукописи античных авторов, которые существуют даже и до сих пор. Например, в Санкт-Галленском монастыре итальянский гуманист Поджо Браччолини нашел рукописи Лукреция Карра и Квинтиллиана. Многие монастырские школы начали концентрироваться на отдельных науках и искусствах: Мец - на музыке, Тур - на медицине, Комбре - на математике.В начале II тысячелетия наступает новый подъем науки в христианской Европе.
(по материалам Успокоителя)
О развитии конкретных наук могу продолжить.