Интересные (мне интересные, Вам, возможно, нет) рассуждения (не научные) о смысле жизни из книги Вильгельма Буша: "Иисус - наша судьба":
Итак, друзья мои, существует очень много поверхностных и опрометчивых ответов на вопрос: "Для чего я живу?" Много лет тому назад я получил все эти поверхностные и опрометчивые ответы одновременно. Это было в 1936 году, во время диктатуры Гитлера. Студенты из Мюнстера просили меня поговорить с ними на тему: "В чем смысл моей жизни?" И они мне сразу сказали, что не хотят слышать лекции, но желают дискутировать со мной на эту тему. "Хорошо, - сказал я, - тогда начинайте! - В чем смысл моей жизни? Для чего я живу?" А так как дискуссия, как сказано, состоялась во время диктатуры Гитлера, один из них, конечно, тотчас встал и объяснил: "Я - для своего народа. Это как лист и дерево. Лист ничего не значит, дерево - все. Я существую для своего народа!" На это я ответил: "Хорошо! А для чего дерево существует, для чего существует народ?" Пауза! Этого он тоже не знал. Понимаете, подлинный вопрос остался не отвеченным. Тогда я им сказал: "Люди, дорогие! Вы не должны давать такие ответы, которые только обходят вопрос, отодвигают его назад!" "Итак, в чем смысл моей жизни? Для чего я живу?" -спросил я снова. Тогда другой объяснил: "Я существую на свете для того, чтобы исполнить свой долг!" - "Друг, - сказал я, - в том то и дело: в чем же мой долг? Я считаю своим долгом преподнести Вам Слово Божие. Матильда Лудендорф своим долгом считает отвергать Бога. В чем же долг?" Однажды служащий высокого ранга сказал мне: "Господин пастор, по секрету: я целыми днями переписываю документы, но если бы они все сгорели, то жизнь бы продолжалась. Я страдаю от того, что я, в сущности, совершаю такую бессмысленную работу". Что такое долг? Тысячи эсэсовцев погубили сотни тысяч людей. Когда же они предстают пред судом, то утверждают: "Мы выполняли свой долг, нам это было приказано". Неужели Вы верите, что долг человека может заключаться в том, чтобы погубить других людей? Этому я не могу верить. Итак, я сказал студентам: "В том-то и дело: в чем мой долг? Кто может мне это сказать? Вот мы и опять застряли". После этого молодые господа стали больше задумываться над ответами. Затем один из них встал и гордо разъяснил: "Я происхожу из старого дворянского рода. Я могу назвать своих предков до 16 поколения. Большое родословие! Разве это не смысл жизни, не цель жизни, достойно продолжать это родословие?" И я смог ответить только так: "Друг! Если не знаешь, для чего жили эти 16 поколений, то стоит ли добавлять к ним 17-ое?" Видите, как много поверхностных и опрометчивых ответов. В наших газетах часто можно видеть объявления о смерти, над которыми помещается ужасный стишок: "Лишь труд был в твоей жизни, себя совсем забыв, отдать все своим ближним - то высший долг твой был". Вам это знакомо? Я каждый раз содрогаюсь, когда это читаю. Мне думается: "Это же объявление о смерти лошади!" Не правда ли? Всю жизнь работает лишь лошадь. Но я не верю, что человек только для того живет на земле, чтобы работать, не разгибая спины. Это было бы слишком убого. Тогда лучшим исходом для нас было бы в 10 лет покончить жизнь самоубийством, если бы только в этом заключался смысл нашей жизни. "Лишь труд был в твоей жизни..." Это же ужасно!!! Нет, не в этом смысл нашей жизни. Другой студент мне объяснил тогда: "Знаете ли, я хочу быть врачом. Спасать жизнь людей - разве это не прекрасно?" Я возразил ему: "Хорошо! Но если Вы не знаете, зачем человек живет, то спасать жизнь человеку не имеет никакого смысла". Поймите меня правильно и не распространяйте обо мне слух, будто я сказал, что не стоит спасать жизнь людям. Я имею в виду, что в конечном счете это не является ответом на наш вопрос о смысле жизни. Меня это потрясло тогда: даже образованные люди (все они были студентами) в наши дни живут, не имея понятия, для чего они существуют на свете.
Извиняюсь, если кому-то рассуждения показались слишком длинными. Я просто взял отрывок, до того места где автор перешел от повествования к (как бы) размышлениям.
|