Львенке, Евгению.
Что значит презумпция сотворения?
Это интуитивно понимаемая истина, что всё существующее имеет своё начало, даже если это начало не наблюдаемо. Далее, человеческий опыт говорит о том, что все имеющиеся в нашем распоряжении вещи кем-то когда-то изготовлены. А как быть с природными объектами — водами, небом, горами и долинами, животными и человеком? В народном сознании, во всех без исключения легендах и преданиях всё это также создано могущественными силами, а не возникло само собой из ничего. Вот вам и презумпция сотворения — это аксиома нормального мышления.
О генетических аспектах веры поговорим позднее, а сейчас мне хотелось бы показать, насколько библейская картина сотворения представляется совершеннее, и я бы сказала, изящнее той шумерско-вавилонской модели, от которой она, якобы, произошла. Если почитать о космогонии древних народов, мы увидим мировое яйцо, которое вбросила в море гигантская птица, отрезанные детородные органы одного из богов, тину и грязь, мировой хаос и почти всюду потрясающие воображение разборки между богами — теогинию.,
Далее цитата.
Месопотамские мифотворцы получали главный импульс для своего вдохновения от созерцания окружающей их природы. Северное побережье Персидского залива, устье громадного потока Шатт-эль-Араб (слившиеся воедино Тигр и Евфрат), плоская лёссовая равнина, низкие гряды облаков, постоянно висящих над горизонтом в «зимний», дождливый сезон. Все вокруг – море, реки, небо и земля – сливаются воедино в туманном водном хаосе. Именно так авторы «Энума элиш» (и шумеры, и вавилоняне), видимо, часто созерцавшие ранним утром эту впечатляющую картину, воображали себе начало мира. Когда еще ничего не было создано богами, когда ничто еще не имело своего имени, жрецы писали об Апсу (пресные воды), Тиамат (соленые воды) и Мумму (тучи, облака), которые все вместе образовывали одно гигантское аморфное тело. Но когда всходило солнце, из тумана возникали большие массивы суши, а четко видимая линия горизонта надежно отделяла небо от воды, а воды от земли. Так же, согласно мифу, прямо из хаоса появились и первые боги. Это были Лахму и Лахаму, олицетворявшие ил, грязь. Затем пришли Аншар и Кишар – двойники горизонтов неба и земли. Аншар и Кишар породили Ана, а Ан, в свою очередь, создал Энки (Эа). Одновременно или немного позже от Апсу и Тиамат был рожден ряд божеств меньшего ранга. Но о них поэма не говорит ничего, кроме упоминания о том, что они были грубыми, шумными и непоседливыми. Их шум и проделки настолько растревожили родителей, что те решили уничтожить свое потомство. Илл. 72. Посвятительные статуи из храмов Телль-Асмара Сер. III тыс. до н. э. Когда боги узнали об этом дьявольском замысле, они пришли в ужас. Однако Эа (Энки) – самый мудрый из них – вскоре нашел достойный выход из сложившейся ситуации. Он с помощью магического заклинания парализовал на время Мумму, а потом усыпил и убил Апсу. После столь блестящей двойной победы Эа удалился в свой дворец, построенный в бездне из пресных вод (апсу), где вместе со своей женой Дамкиной, произвел на свет сына – Мардука, обладавшего совершенно выдающимися способностями и качествами:
Совершенны были его члены, непостижимы… Невозможны для понимания, трудны для восприятия. Четыре было у него глаза, четыре уха; Когда он шевелил губами, изо рта его вылетал огонь. Огромны были его уши, И глаза, числом четыре, примечали все вещи вокруг. Он был самым высоким из богов, выдающимся был его рост; Его члены были огромны, он был исключительно высок.
Но Тиамат была еще жива и оставалась на свободе. Обезумев от ярости, она объявила всем богам войну на уничтожение. Для этого ею был создан ряд свирепых драконов и чудовищных по величине змей «с острейшими зубами, беспощадными клыками и с ядом вместо крови». Во главе этой армии монстров она поставила одного из своих сыновей – Кингу. Когда о грозящей им опасности узнали остальные боги, среди них началась паника. Никто не решался выйти на решающую битву с воинством Тиамат. Наконец, Мардук согласился, но при одном условии: если он победит, то станет владыкой и царем всех богов. Выбора у перетрусивших небожителей не было и, собравшись на пиршество и заметно опьянев от крепкого ячменного пива, они вручили храброму сыну Эа (Энки) царскую власть и царские инсигнии. Мардук, готовясь к битве, очень тщательно подобрал себе необходимые виды оружия: лук со стрелами, молнию, бурю-наводнение, четыре свирепых ветра и большую крепкую сеть. Он надел на себя «доспехи страха» и «тюрбан с ужасным сиянием», сел в свою боевую колесницу и отправился в одиночку сражаться с неисчислимыми силами Хаоса. Первая схватка Мардука с монстрами увенчалась полной его победой: змеи и драконы в страхе разбежались кто куда, а Кингу попал в плен. Настала очередь Тиамат. Мардук накинул на нее гигантскую сеть, и, когда она открыла свою ужасную пасть, чтобы проглотить героя, он запустил туда четыре свирепых ветра. Затем он пронзил сердце чудища стрелой, разбил его череп булавой и, наконец, рассек гигантский труп на две части: одну половину он поднял вверх и создал небо, а другую поместил ниже поверхности земли. После своей победы Мардук установил во вселенной строгий порядок. На новом небе было отрегулировано движение солнца, луны и звезд. Затем он решил сотворить человека:
Я создам дикаря (луллу), человек будет имя его. Воистину, дикий человек будет создан. Он будет заниматься службой богам, чтобы им легче жилось.
По совету Эа (Энки) пленного Кингу предали смерти, и из его крови Мардук и его отец сотворили первое человеческое существо на земле. В качестве награды за победу благодарные боги построили Мардуку большой храм в Вавилоне – Эсагилу – и организовали грандиозное пиршество
Источник: http://historylib.org/historybooks/Valeriy-Ivanovich-Gulyaev_SHumer--Vavilon--Assiriya-5000-let-istorii/45
В Библии не только все проще и красивее, но и в упрощенном виде может быть соотнесено с современной картиной мира.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
(Быт.1:1-5)
Людям, не лишенным чувства юмора, рекомендую (на мой взгляд гениальный ) мультфильм по зарисовкам Жана Эффеля «Сотворение мира»
https://mults.info/mults/?id=2389