Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42 Сообщения: 13376
|
Евгений писал(а): ибо диалог всегда был и будет лишь обменом фехтовальными ударами Евгений, это же вы описали типичный спор. Конструктивный диалог - это совместный поиск истины. В нём нет оппонентов и противников. Не всякий разговор обязан быть диалогом. И не всякий диалог обязан быть конструктивным. В нашей жизни необходимы директивные диалоги (начальник-подчинённый), формальные диалоги (покупатель-продавец) и другие. Поспорить иногда весело, а порой можно отдохнуть за пустой болтовнёй, которую англичане высокопарно называют small talk. Уровень диалога определяется уровнем развития самосознания (СС) участников, а таких уровней три: 1) Вожделеющее СС. 2) Признающее СС. 3) Всеобщее СС.
☀«Вожделеющее самосознание» по содержанию себялюбиво, а по форме разрушительно. Характеризуется убеждением «я есть самость, иное – ничтожно». Самость – это сознание себя как свободное самостоятельное бытие. Всё иное есть только средство для моего бытия. Отношение с иным – удовлетворение посредством него моих вожделений, т.е. восполнение этим иным сознаваемого недостатка моего бытия. Разговор в этом случае есть процесс ничтожения иного и утверждения себя. За иным не признается самость. Этим ничтожением может всё и закончится.
Но есть шанс перехода на следующую ступень самосознания – называемое «Признающее».
☀Какие предпосылки есть на стадии «Вожделеющего СС» для перехода к «Признающему СС»? В своей деятельности ничтожения одна самость оказывается в противоречивой ситуации: в процессе ничтожения иного себе самость натыкается на такое нечто, которое, вдруг, также ничтожит её и не дает ничтожить себя. Т.е. нечто, которое ведет себя тоже как самость, а не ничто. Это новое. Чтобы быть в единстве с этим новым нечто, возникает необходимость совершенного нового отношения – не ничтожения, а признания. Начинается борьба за признание друг друга самостью. Борьба за свободу, т.е. за самостоятельное бытие. Борьба за то, чтобы со мной обходились так, как я о себе знаю. А я знаю себя самостью. И другая самость в этой же борьбе. Нюанс тут такой, что это признание должно быть завоевано, но принято другой стороной свободно, а не под принуждением. Т.е. признание делается свободной самостью о другой свободной самости и свободно.
Главная трудность этой ступени в том, что самость должна свободно поставить себя в новое состояние – самоограничения. Была она тотально вожделеющей, а становится свободно самоограниченной. Это пугает, ибо оказывается, что самость себя саму должна ничтожить. Ничтожно было всё иное, а теперь вдруг, чтобы быть признающим надо не быть вожделеющим, должно произойти отрицание себялюбия, отрицание своих единичных интересов, целей. Т.е. надо умереть в качестве прежнего. Поэтому это тяжелый духовный труд. Большинство самостей не могут это вынести, ибо не ведают, что надо не вообще умереть, а умереть в качестве прежней. Это большая разница.
Если удается добиться, что другая самость знает меня как самость, и я знаю, что она это знает, то возникает отношение признания. Неудобство тут то, что одна самость другую может признать, а другая нет. Могут возникнуть отношения господства и рабства, но это уже другая история.
☀Если же обе самости признают друг друга и знают об этом. Процесс развития самосознания еще не заканчивается. Мало самостям признать друг друга и знать, что они признают друг друга. Мало лишь самоограничивать себя и самоотрицать свои единичные цели, ради иной самости, которая делает то же самое. Мало не делать плохое, надо делать хорошее! Но какое оно?
Понятно, что оно уже не может быть только лишь моим единичным интересом, целью. Но так же оно не может быть и единичной целью другой самости. Оно вообще не может быть единичным! В этом совместном признании, т.е. самоотрицании каждого, обнаруживается единственно возможное положительное действование – к всеобщей цели (не надо путать с одинаковой). Её надо поставить. Например, целью разговора становится Истина, а не личная правота.
Когда существование разных самостей оказывается в форме взаимности ради всеобщей цели, то из стадии признающего самосознания они переходят на ступень всеобщего самосознания. Это есть основа добродетели в виде дружбы, любви. Это нравственная субстанция всех объективных видов духовности: семьи, отечества. И это, - всеобщее самосознание, - есть предпосылка для действительно разумного мышления. Необходимая предпосылка.
Как эти стадии самосознания проявляются в речи?
Можно отметить её 3 ступени: 1) Бессознательная, импульсивная речь – по преимуществу это речь несвязанная логически, случайная по логическому содержанию и форме. Неуправляемая энергия эмоций бьет через край. Мотив моего разговора – выразить наружу то, что распирает изнутри. Суетливость из-за опасения, что прервут, и не всё успеется выплеснуть. И одновременно опасение по поводу того, что, открывшись другому человеку, я не смогу защитить,отстоять своё мнение. Речь содержит смесь штампов и индивидуальных «откровений». Это речь, выражающая мнение, т.е. мнимая речь. Стремление самовыразиться для меня здесь является главным, а не сам предмет разговора, собеседник или цель разговора.
2) Сознательная, целесообразная речь – по преимуществу логичная речь, необходимая по логической форме в отношении случайного содержания, источником которого является мой индивидуальный интерес. Существенный признак: я иду к своей цели разговора. Может быть коряво, но иду. Я веду такой разговор всегда «зачем-то». Здесь всегда присутствует «притягивание за уши» фактов, оснований. Эмоции не отвергаются, но цель здесь важнее. И может быть сделано волевое усилие выбора значимости цели перед эмоциями. Если сил хватит.
3) Самосознательная речь – целесообразная и исключительно логичная, т.е. необходимая по логической форме и содержанию. Цель объективная, а не на основе моего произвольного влечения. Эмоции, воля и знание мной сознаются, а я самосознаюсь.П.С.: Курсивом не моё, а выдержки из закрытого курса.
_________________ Христос воскресе!
|
|