Форум атеистов Рунета

Текущее время: 29 мар 2024, 02:27

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 31 июл 2018, 15:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
текст Дмитрия Быкова -жирный шрифт имхо по теме форума-мой

«Гарри Поттер и проклятое дитя» — ​большая (250 страниц) пьеса, полноценная восьмая часть саги, даром что Роулинг — ​отлично сознавая природу своего дара — ​ограничилась сценарием, а диалоги написали известный режиссер Джон Тиффани и хороший драматург Джек Торн, сценарист многочисленных успешных сериалов и теледрам. То, что Роулинг, похвально стремясь уйти от хогвартского кудесника, попробует себя в разных других жанрах и в конце концов вернется к нему, — ​было более или менее предсказуемо, поскольку очень уж привлекательная получилась вселенная. Да и проблемы Гарри Поттера вряд ли обнулились: если бы можно было победить Волдеморта, история давно бы прекратила течение свое. Но всегда ведь найдутся люди, которые, чуть человечество оправится от очередной схватки, скажут, что при Волдеморте был порядок.
Франшиза Роулинг была гениально придумана, поскольку читатель рос вместе с героями; он влюблялся, ссорился с родителями, у него портился характер, детское рабство сменялось подростковым бунтом, и в этой синхронности был особый смысл. Молодость — ​всегда немного смерть, и, пройдя через почти загробный опыт, Поттер справлялся со своими демонами, побеждал темного двойника, обретал гармоничную любовь. Проблема в том, что дети, выросшие на «Поттере», выросли и скоро заведут своих детей, и наивно думать, что все их проблемы закончились вместе с обучением в Хогвартсе. Жизнь продолжается, и всем первым читателям «Поттера» предстоит столкнуться с драмой родительского бессилия, которая оказалась в центре внимания Роулинг в новой книге. Мы не можем оградить детей от собственного опыта, они обречены доигрывать за нас наши трагедии — ​как Поттер доигрывает драму своих родителей, как Альбус Поттер носит на себе клеймо (шрам, если угодно) отцовской судьбы. И в министерстве магии у Поттера не очень ладится, потому что одно дело — ​живая борьба со злом, а другое — ​бюрократия. Кто умеет одно, с другим не справляется.
Но наивно было бы полагать, что Роулинг вернулась к Поттеру только потому, что соскучилась, или по коммерческим либо благотворительным соображениям; наивно также полагать, что ей нравится придумывать магический антураж (который, по меткому замечанию Виктора Голышева, всегда удавался ей лучше фабул). Антураж будет расширен в фильме о магических существах.

Восьмая часть саги — ​ответ Роулинг на новые реалии, новое знание о мире; мне много раз приходилось писать о том, что «Гарри Поттер» задумывался как новая Благая весть, с теми же неизбежными сюжетными механизмами, включая безотцовщину (кажущуюся), смерть и воскресение. В пьесе Гарри даже напрямую обращается к Дамблдору (на портрете) с монологом «Для чего ты оставил меня»: «You were absent every time it really counted. I fought him three times without you. I’ll face him again, if needs be — ​alone». Сага о Поттере возвестила о многих новациях в эволюции евангельского сюжета: о том, скажем, что Иуда стал полноценной частью Замысла и в некотором смысле тоже жертвой (к этому шло давно, тут вам и Тор Гедберг, и Леонид Андреев, и Ремизов); о том, что главной добродетелью стали талант и готовность к смерти; о том, наконец, что новую истину миру возвестят полукровки, то есть герои, принадлежащие двум мирам, как бы пограничные. «Гарри Поттер и проклятое дитя» добавляют к этому мифу любопытные подробности.

Тут сразу встает вопрос о спойлерах: сюжет пьесы изложен на множестве сайтов, но я постараюсь его все-таки не пересказывать. Это мне и не нужно. Вдобавок в тонкостях этой фабулы все равно разберется только тот, кто хорошо помнит биографии второстепенных персонажей; нам важно настроение. О пьесе уже много спорят в Сети, причем чем страстнее и упертее фанат «Поттера», тем сильнее он ругает Роулинг за то, что она (разумеется, ради денег) решила вернуться к Гарри и все испортила. Но мне вспоминается негодование истинных фанов при обнародовании каждого следующего тома: да ну, все испортила, это уже не Гарри Поттер, нет логики, не соблюдаются прежние условности… Короче, автор не имеет права развиваться, он должен соответствовать ожиданиям поклонника — ​и точка.
Что нравится мне: что Поттер, как говорит он сам, оказался плохим бюрократом и столь же плохим отцом. Они с сыном говорят друг другу жестокие вещи: сын утверждает, что не желал бы видеть Поттера отцом, Гарри признается, что мечтал о другом сыне. Хорошо, что у него нет контакта с Альбусом и что Дамблдор выражает посмертное недовольство этим именем: ты, мол, взвалил на мальчика слишком тяжелый груз. Хорошо, что Поттер продолжает ошибаться и научился врать. А несоответствие новых реалий старым — ​это как раз нормально, потому что наше время — ​и Роулинг это почувствовала безошибочно — ​занято не созданием, не продолжением истории, а ее переписыванием.

Если когда-нибудь понадобится определение пост-постмодернизма, того времени, в которое мы живем, — ​Кормильцев называл ее «эпохой новой архаики», — ​то вот оно и готово: это эра переписывания прошлого, перевод его в другой жанр, перестановка акцентов, отрицание очевидностей. Ленин когда-то определил империализм как время, когда раздел мира закончился и началась борьба за его передел; Фукуяма заявил о конце истории (поторопившись, конечно), — ​но историю можно переписать. Во всем мире, насколько могу судить, эта проблема по-настоящему беспокоит двух людей: Джоан Роулинг, написавшую об этом синопсис будущей пьесы, и Владимира Путина, говорящего об этом публично каждое 9 Мая. Просто оппонентам Владимира Путина хотелось бы переписать историю Второй мировой войны, и это очень дурно, — ​а самому Владимиру Путину и его единомышленникам историю последних лет тридцати. Но и то, и другое ничем хорошим не кончится.

Беда в том, что переписывание истории становится не только теоретическим занятием, но и хобби отдельных реконструкторов. Когда-то еще Владимир Тендряков в повести «Путешествие длиною в век» предсказал (а Ольга Славникова в романе «2017» подхватила), что главным занятием молодежи в XXI веке станет реконструкторство, реставрация великих битв прошлых веков. Так и вышло: и к чему привела реконструкция в Славянске, все помнят.
Роулинг справедливо полагает, что любые попытки переиграть историю приведут к победе темных сил: да, мы могли бы спасти тех, кто пожертвовал собой, — ​но без этой жертвы мир стал бы другим, в нем победило бы абсолютное зло! Кстати сказать, эта реставрация (в третьем акте) мира, в котором победил Волдеморт, — ​хорошо придумана, и антураж этого мира весьма убедителен (у россиян он вызовет особенно убедительные ассоциации). Мысль-то очень простая, она странным образом совпадает с главной идеей нового фильма Кончаловского «Рай», потому что серьезные умы обычно сходятся: зло происходит само собой, а для добра нужно усилие, оно без жертвы не совершается. Завязка сюжета уже общеизвестна: у Гарри растет сын Альбус, и его не устраивает, что ради спасения его отца некогда погиб Седрик Диггори. А поскольку у Теодора Нотта сохранился один Маховик времени (не все они, стало быть, уничтожены) — ​он с дружком своим, Скорпио Малфоем, решает отправиться в прошлое и Седрика спасти. Дальше я пересказывать не буду, но просто без жертв Седрика весь мир движется в совершенно другую сторону (хотя и выживает Снегг, и это как раз предсказуемо). Больше того: в финале Гарри — ​уже взрослому — ​придется стать свидетелем гибели собственных родителей. Эта сцена здорово решена, и самое страшное, что спасти родителей он не может. Потому что без их жертвы не было бы вообще ничего, и мир бы давно погиб, а может, случилось бы с ним что и похуже (такое бывает).

Да, эта пьеса — ​как всякая хорошая пьеса — ​написана для театра, для демонстрации режиссерских и технических возможностей, для сценической магии, для визуализации оборотного зелья, для переноса действия на крышу хогвартского экспресса, для полетов под куполом церкви и мало ли еще для чего. Отсюда большое количество глупостей, избыточностей и противоречий, которые лично меня не волнуют совершенно: я не фан, мое дело — ​разобраться, что нового учуяла Роулинг (а что таким чутьем она наделена, тому порукой вся новейшая история). Но мысль-то ее понятна без всяких сценических фокусов: с Гарри Поттером ведь соотносит себя каждый. В мире, где погиб (или самоустранился) Дамблдор, каждый решает сам. И каждый волен ощущать себя Мальчиком, Который Выжил, потому что за каждого из нас — ​это не метафора — ​погибло очень много народу. За нас или вместо нас — это уж кто как формулирует. И надо вести себя соответственно, а в случае чего понимать, что иногда без единичной жертвы мир просто перестанет существовать, завернет совершенно не туда, превратится в черную пародию на замысел Творца.
И еще две интуиции Роулинг, без которых эффект был бы неполон. Во-первых, она догадалась, что мы-то все ждем худшего от мужчин, а инициативу в истории, похоже, взяли на себя женщины. Все подозревали, что сын Волдеморта — ​кроткий Скорпио Малфой, а у Волдеморта, оказывается, есть не наследник, а наследница! И сколько бы она ни прикрывалась разговорами о гуманизме и милосердии — ​настоящее-то зло исходит от нее, от страшной, не скажу чьей, племянницы, которая по коварству ничем не уступает Миледи. В мире, где лидерство на глазах становится женским, Роулинг осмеливается высказывать весьма храбрые догадки об особенностях женского коварства, куда более тонкого, куда более милосердного на вид; об издержках так называемой мягкой силы. Как хотите, но злодейка у нее получилась на диво убедительная, феноменально отвратительная, и хотя сам я спектакля пока не видел, но Чиррил Скит, судя по отзывам, играет отлично.

И еще, товарищи, одно важное соображение. Наши дети, даже если сами мы из Гриффиндора и болеем за него, имеют высокий шанс по воле шляпы оказаться в Слизерине, как оказался там малолетний Альбус Поттер. Его младшая сестра Лили — ​в Гриффиндоре, как и положено, а старшего Поттера, хоть и подумавши, шляпа отправила в Слизерин. Почему? Потому что в Слизерине кое-кто нуждается в настоящем друге и в спасении души? Или… я не осмеливаюсь пока это выговорить вслух… или просто в новом мире, к которому мы стремглав приближаемся, от героя могут потребоваться не только гриффиндорские, но и в первую очередь слизеринские качества — ​хитрость в частности? Элементарная выносливость и спортивность, может быть? Короче, герой нового времени — ​это вполне может быть человек не с гриффиндорскими, а со слизеринскими добродетелями, потому что и время такое… гибридное.

Зато зрелищное.

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2018, 16:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 13333
Евгений писал(а):
а для добра нужно усилие, оно без жертвы не совершается

No sacrifice, no victory. - «Трансформеры»

И это не спроста. По сути-то, жертвенность противоречит принципам общества потребления.

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2018, 16:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
Евгений Анатольевич писал(а):
Евгений писал(а):
а для добра нужно усилие, оно без жертвы не совершается

No sacrifice, no victory. - «Трансформеры»

И это не спроста. По сути-то, жертвенность противоречит принципам общества потребления.

почему противоречит? просто не культивируется, не воспитывается -не создает условий
вообщем общество потребления нейтрально к жертвенности
а что вообще формирует жертвенность? абсолютное зло..фашизм там или царизм :)

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2018, 18:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 20 июл 2014, 23:42
Сообщения: 13333
Евгений писал(а):
абсолютное зло..фашизм там или царизм

Ну, какое же это абсолютное зло? Вполне респектабельные режимы, с которыми было незазорно иметь дело и даже олимпиады устраивать.

_________________
Христос воскресе!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2018, 18:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
Евгений Анатольевич писал(а):
Евгений писал(а):
абсолютное зло..фашизм там или царизм

Ну, какое же это абсолютное зло? Вполне респектабельные режимы, с которыми было незазорно иметь дело и даже олимпиады устраивать.

в том числе и это..
но жертвенность конечно не на олимпиаде отковывалось а на войне с фашимзом
и естественно максимум героизма показали мы-ибо поколениями имели дело со своим злом

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2018, 10:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
Изображение
Читая литературную критику о "Гарри Поттере", вы обязательно натолкнетесь на теорию о том, что семикнижие Роулинг стало "Библией нашего века". Кристаллизовал эту теорию известный критик Дмитрий Быков, причем доказательства его как парадоксальны, так и, на первый взгляд, убедительны. Чтобы внести ясность, "Сегодня" решила поговорить об этом со священниками.

Развенчать миф о "Евангелии от Роулинг" согласится не каждый, ведь аргументы Быкова в духовном мире считаются святотатством. Мы долго искали смельчака. Помочь согласился священник Одесского Свято-Архангело-Михайловского монастыря, отец Андрей (Прудников), и то лишь потому, что является постоянным комментатором нашей рубрики "Воскресная школа", и потому, что он... одессит.


АРГУМЕНТ 1.

Дмитрий Быков:
"Есть три самых популярных произведения — Библия, Гамлет, Дон Кихот. Все они заканчиваются обещанием второго пришествия. Книга Роулинг стала библией нашего века неслучайно. Она является подведением итогов столетия, за что автора называют не только новым Диккенсом, а и в каком-то смысле новым евангелистом. Такое понимание книг Роулинг отнюдь не умаляет значимости Евангелия, которое, конечно же, главнее книг о "Гарри Поттере". Просто в силу своей абсолютной сакральности Евангелие еще не подвергалось литературному анализу и разбору. Я же рискну это сделать лишь для того, чтобы показать, почему семикнижие Роулинг нынче является главным мировым бестселлером". В 2016-м вышел сценарий для пьесы "Гарри Поттер и Проклятое дитя", но восьмой книгой он не стал, да и рассказывает уже не о Гарри, а о детях главных героев поттерианы.

КОНТРАРГУМЕНТ 1.

Отец Андрей (Прудников):
Назвать что-либо Евангелием — как минимум богохульство. Хотя "Гарри Поттер" может быть талантливым и значимым произведением века. Евангелие — указатель в жизни христианина, обязательный для прочтения людьми, живущими Духом, описывает последние годы жизни Господа Христа, где Он пророчествует о спасении человека. "Гарри Поттер" же к спасению души никак не ведет. Более того! Я знаю несколько смертельных случаев, когда дети садились на метлы, прыгали с 5 этажа, искренне веря в то, что можно поднять себя в воздух, а волшебной палочкой можно убить человека. Есть выражение, что сатана — это обезьяна Бога, он всячески пытается передразнить любое творение Божье. Потому называть книги Роулинг Евангелием — есть та самая подмена понятий и "обезьяна" Бога".

АРГУМЕНТ 2:

"Судьба Гарри Поттера — это современная проекция истинно христианской судьбы, — уверен Дмитрий Быков. — Вспомним хотя бы, что заканчивается сага смертью и воскресением героя, причем героя не идеального, а сомневающегося подростка. Об отрочестве Христа мы не знаем практически ничего — и теперь это заполняется жизнью Гарри Поттера. История Христа — о том, как евреи не узнали своего Мессию. Христос пришел к тем, кто его не искал и не ждал. Гарри Поттер же пришел, чтобы узнать самого себя. Главная драма героя — неосознанность, не прописанность его качеств. Узнав, что он — часть самого большого зла, Гарри борется со злом в самом себе.


КОНТРАРГУМЕНТ 2:

"Когда-то один мусульманин мне сказал: "Мы готовы умереть ради Аллаха", на что я сказал: "А христиане готовы умереть ради Христа", — отвечает отец Андрей (Прудников). — Примерно такое же отличие Гарри Поттера от Иисуса Христа. Поттер, защищая Гермиону, Рона Уизли и остальных, крадет, лжесвидетельствует. Но читатель оправдывает это тем, что Гарри пытаются убить. Господь же идет на распятие, не боясь смерти, не отвечая насилием на насилие и не стесняясь этого! Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, один из учеников достает меч и отсекает ухо стражнику, на что Иисус говорит: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?". Ангелы — бессмертные существа, готовые защищать своего Создателя по Его повелению так, что никто из людей не то что на километр, на 100 тысяч километров бы к Иисусу не подошел! Господь идет на распятие не за Васю и Петю, а за всех людей, которые были до Воскресения Христа, и за тех, которые будут, чтобы кровью своей смыть тот первородный грех человека, чтобы люди получили возможность наследовать Царство Небесное по заслугам.

В Евангелии Господь говорит: "Кто без греха — бросьте в меня камень". И каждый задумывается, а как я могу открывать рот, когда у меня грехов, как у барбоса блох. И я хочу привести пример, когда Гарри Поттер убивает заклинаниями. В Евангелии сатана поражается милосердием Божьим. Когда сатана говорит: "Поклонись, и я отдам княжество тебе", Господь отвечает: "Только Богу одному поклоняйся, Ему одному и служи". Тем самым дает четкое направление. Евангелие учит покаянию, терпимости. Каким же образом можно сравнить жертву безгрешного человека, который взял на себя грехи всего мира, с мальчиком, который является частью души Волан-де-Морта? Вспомним, по книге Волан-де-Морт разделил свою душу на несколько частей, заложил ее в крестражи, один из крестражей — Гарри Поттер. Каким же образом можно сравнить жертвенную миссию Христа с пусть даже талантливым произведением?! К чему этот призыв? Чтобы кричали: "Гарри Поттер, аллилуйя"?

Господь Бог дал свободную волю, в том числе — возможность читать любые книги. Но это не значит, что можно лезть в святое. Даже нерелигиозный человек не сможет поставить сковородку на Библию. Давайте отличать, что можно, а что нельзя трогать руками. У меня есть друг детства, он поклонник тяжелого металла. Когда я ему ставлю Вертинского, он кривится: "Андрей, выключи, прошу!". И я выключаю. Есть вещи, которые любой человек называет святыми, даже у неверующий — фото матери или первой любви — и вторгнуться в это нельзя. За такие вещи морду бьют. Когда-то Блаженнейший Владимир (Сабодан) на вопрос, что нельзя есть в пост, ответил: "Не кушайте друг друга". Своей теорией господин Быков начинает есть мое святое и святое миллионов верующих, которые моют руки перед тем, как взять Библию".


АРГУМЕНТ 4:
"В Евангелии мы не видим Отца. Он присутствует исключительно в представлениях современников, — говорит Дмитрий Быков. — Иисус Христос — безотцовщина, сказано в поэме Инны Кабаш. Потому логику Бога мы высматриваем по касательной. В "Гарри Поттере" эту роль исполняет Дамблдор. Весь сюжет — большая игра Дамблдора. В конце каждой книги Дамблдор расставляет точки над і. Все решается свободой воли. Дамблдор воспитывает Гарри Поттера, он может ошибаться. Это абсолютно загадочный персонаж — всегда можно все свалить на Бога. Любые попытки понять Божественную волю получаются исключительным занудством. Мы не знаем, чего хочет Господь. Кроме того, Дамблдор всегда отвечает: "Полагаю, да" и вообще говорит намеками, как Христос — притчами".

КОНТРАГРУМЕНТ 4:
"Сравнивать ловкого манипулятора, каким Дамблдора называл его же собственный брат, с Богом некорректно, — уверен отец Андрей. — Дамблдор крутил Поттером как хотел. Так иногда люди ошибочно думают, что Господь ими манипулирует, особенно когда попадают в какую-то коллизию. Спрашивают: почему Господь допустил этот ужас? Некоторые полную свободу выбора понимают как призыв к вседозволенности. Хочешь, деточка, давай узаконим однополые браки? Или будем загорать голыми на пляже, где есть дети? Эти вопросы убивают совесть. А вслед за совестью исчезает понятие морали. А что такое мораль? Это общественные рамки поведения и высказываний, действий и слов, умозаключений. Исчезновение этих рамок превращает человека в чудовище, более опасное, чем самый опасный хищник. Хищник убивает, чтобы прокормиться, а аморальный человек убивает и грабит просто так.

Демократия — это не вседозволенность, а лишь возможность безнаказанно высказывать свои мысли. Как делает сейчас Быков, как делаю я. Если бы господин Быков сказал что-то крамольное, к примеру, при Сталине, то мы бы даже никогда и не узнали, где и как быстро его расстреляли. А сейчас демократия. Мы можем говорить, обсуждать. Но ни в коем случае нельзя путать Божий дар с яичницей. За сравнением литературного персонажа с Господом идет уничтожение морально-этических рамок. Когда-то Сенкевич попал на остров, где все ходили голые. На следующий день Сенкевич приходит в крови, синяках. "За что тебя побили?" — " А за то, что стыдно так ходить, одетым". Сенкевич нарушил их морально-этические нормы, за которыми написано: "Не влезай — убьет".

Нельзя говорить, что люди — это куклы, в которые Бог играет. Каждому из нас дано абсолютно все индивидуальное — внешность, отпечатки пальцев, душа, вкусы. Бог призывает нас сделать выбор в пользу добра, но не заставляет это делать, бес призывает нас сделать выбор в пользу зла, но тоже не заставляет это делать. Каждому из нас дана свободная воля — делай как знаешь, живи как знаешь, но потом ответь. И я верю, как и многие люди, что действует эффект бумеранга: что ты кинул, то тебе назад и прилетело. Как ты с миром и людьми, так и мир, и люди с тобой. Если у тебя сегодня украли перчатки в трамвае, подумай, кого ты обвесил вчера. И если ты думаешь, что мир тебя не любит, потому что хулиганы вырвали у тебя сумочку, — подумай, кого ты уничтожаешь на работе и т.д. Но вот если думать, что Господь поступает, как Дамблдор, и это "лишь большая игра", — это призыв к "кастрированному" образу жизни. И принимает эту позицию тот, кто не желает ничего делать, создавать и таким образом оправдывает свою лень и бездействие. Мол, не трогайте меня, дайте доживать на свое пособие, плюхнувшись под телевизор. Бог дал человеку выбор. Выбирайте, кто в вашем понимании Бог — Господь или... Дамблдор".

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2018, 10:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
АРГУМЕНТ 5:
"На протяжении всей истории цивилизации мы наблюдаем кристаллизацию зла, — считает Дмитрий Быков. — Я уверен — такие книги появляются на больших исторических переломах. Появление Евангелий совпало с падением Римской империи. И во всех Евангелиях и деяниях апостолов зло не имеет конкретного носителя. Сатана упоминается вскользь. Нет конкретизации, отчего создается ощущение, словно и нет никакого Волан-де-Морта и дьявола, нет того, чье имя нельзя называть. Зло словно растворено в мире. Бог-Отец есть, Бог-Сын есть, а зло растворено. И Пилат, и книжники, и фарисеи слишком мелки для кристаллизации зла. Пилат виноват в трусости, что умывает руки. Мытари и фарисеи — тоже ничтожное орудие этого зла. Дьявол упоминается только там, где он искушает Христа, задавая свои три страшных вопроса. В книге Роулинг впервые зло воплотилось в конкретную сущность.

ХХ век по кристаллизации зла побил все рекорды. Время, когда зло можно было назвать по имени (Гитлер, Сталин), время, когда собрались все крестражи. В книге Роулинг хорошо показано поведение зла — стремление к абсолютной простоте. Какой была первая реформа Волан-де-Морта после якобы смерти Гарри? Упраздняется шляпа, которая распределяла учеников по факультетам. Зачем? Один кулак, одна нация, один вождь. Это модель не просто авторитарного, а предельно упрощенного мира. Дьявол — законник, и потому все подчиняется одному закону. Его закону. Роулинг пытается отрефлексировать фашизм. Толкиен тоже пытался, но, как по мне, потерпел неудачу. У Толкиена герои либо черные, либо белые. Но одно у них общее с Роулинг — эти миры говорят о торжестве сложности над простотой. О том, что нельзя все отобрать и поделить, нельзя всех под одну гребенку. Потому все эти эпосы говорят о расколах. В Евангелии от Матфея Иисус говорит: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч". И тут уж без меча (волшебной палочки) не разберешься. Любая попытка внести архаические устои (чистота крови, национальность) в современный мир заканчивается войной".

КОНТРАГРУМЕНТ 5:
"У меня два возражения, — говорит отец Андрей. — Первое — почитайте Апокалипсис. Более яркого и конкретного описания прихода сатаны нет в мировой литературе, если называть Библию литературой. Второе: Толкиен тоже прописывает зло очень ярко. Он — создатель не менее эпохального мира, чем поттериана. Есть люди, которые считают себя эльфами и гномами, но никто не посягнул назвать Толкиена автором новой Библии".

АРГУМЕНТ 6
"С самого начала роль Иуды играет Снегг, — считает Дмитрий Быков. — Иудоподобные персонажи все чаще выворачиваются наизнанку и становятся почти добром, заложниками ситуации. Кто бы поверил до конца шестого тома, что для Снегга есть оправдание? Оказалось, это Дамблдор попросил убить его, так как был смертельно болен. Что Снегга обижал отец Поттера, что он всю жизнь любит маму Гарри. Именно он учит окклюменции и является частью замысла Дамблдора. И эта амбивалентность зла в "Гарри Поттере" пугает. Даже для Драко Малфоя есть оправдание — в такой семье, бедолага, родился. И уж тем более у нас есть оправдание для Иуды, который предал в рамках Божественного плана. Леонид Андреев вообще вывел теорию, что без предательства Иуды не возникло бы христианства. Только ведь христианство возникло благодаря воскресению Христа, а не предательству Иуды! Попытка оправдать Иуду — это очень гнусная и неизбежная часть человеческой психологии.

Евангелие принесло в мир небывалую степень свободы. Что человек — это "можно", а не "постоянное нельзя". Благая весть от Толкиена: "Отныне добрые дела делаются маленькими людьми". Благая весть от Роулинг: "Ничего у зла не получится, и торжество сложности над простотой неизбежно". Добро непобедимо, пока оно тождественно развитию. Процесс взросления, усложнения — главное занятие человека на земле. И книги Роулинг говорят, что упрощение (зло) не победит никогда. Зло всегда примитивно, потому что не умеет договариваться. Пожиратели смерти страшно боятся и из-за этого подставляют друг друга. Еще одно: мир будет отказываться от абсолютного могущества, от палочек, плащей-невидимок, потому как любое могущество — еще одно ограничение. Дамблдор говорит Волан-де-Морту: "Ты никогда не понимал, что есть вещи сильнее смерти, и в этом твоя слабость, Том". "Твоя смерть недостаточна, я жду твоего покаяния" — говорит Бог в Евангелии. Но Дамблдор не ждет покаяния от Волан-де-Морта, но точно знает, что любовь сильнее смерти, потому что проходит через ужасное горнило испытаний, после которых смерть уже не так страшна".

КОНТРАГРУМЕНТ 6:

Фигура Снегга далека от фигуры Иуды, точнее, Иуде до Снегга очень далеко, — уверен отец Андрей. — Снегг пожертвовал жизнью ради спасения Гарри. Иуда пожертвовал жизнью ради того, чтобы отказаться от покаяния и пути Христа. Ему нужно было стать как Иисус. Он безумно хотел власти. Деньги, власть, положение — вот, чего хотел Иуда. Его предательство не в том, что он обнял и поцеловал Христа, а в том, что, пройдя по пустыням с Христом, он сделал выбор: "Я ухожу, я отрекаюсь, это не мой Создатель". Я бы предложил для объективности, прочесть не только "Поттера", но и Евангелие".

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2018, 11:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 янв 2013, 08:30
Сообщения: 39242
Я когда встречаю какую-то подобную дальнюю философию на аналогиях, сразу вспоминаю почему-то не только техасского стрелка, но и старый анекдот:
Разговаривают два еврея:
– Мойша, ты знаешь, у меня все хорошо с бизнесом. Вчера купил самолет, завтра – пароход. Между прочим, ты не одолжишь мне двести баксов?
– Знаешь что? Поцелуй меня в шею.
– Почему в шею?
– Ты тоже начал издалека....

:D

_________________
"Религия оскорбляет достоинство человека. С религией или без неё, хорошие люди будут делать добро и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло —для этого необходима религия" Стивен Вайнберг


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2018, 12:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 авг 2012, 12:50
Сообщения: 46340
Откуда: г. Псков
мне так больше всего понравилось возражение
Цитата:
Более того! Я знаю несколько смертельных случаев, когда дети садились на метлы, прыгали с 5 этажа, искренне веря в то, что можно поднять себя в воздух, а волшебной палочкой можно убить человека.

а из квестов по Иисусу знаю пачки смертей миллионами типо Крестовых Походов..а если это другой класс..то знаю множество смертей из за того что люди верили что после смерти они попадут в рай

_________________
Апостол Пётр, спасаясь от креста,
три раза отрекался от Христа.
И всё же ты Петра не презирай —
иначе он тебя не пустит в рай.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2018, 15:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 мар 2014, 15:19
Сообщения: 7464
Цитата:
"Гарри Поттер" же к спасению души никак не ведет. Более того! Я знаю несколько смертельных случаев, когда дети садились на метлы, прыгали с 5 этажа, искренне веря в то, что можно поднять себя в воздух, а волшебной палочкой можно убить человека.
Ну-ну. Один такой недавно зашел в клетку со львами с исусовой молитвой....
а другой вместо того, чтобы самолет выводить из пике, начал молиться..и , заметьте, они были вовсе не детьми...

_________________
Хоть и не ново, я напомню снова: перед лицом и друга и врага, Ты - господин несказанного слова, а сказанного слова - ты слуга. ©Омар Хайам
Я никогда не отдам жизнь за свои убеждения, потому что я могу заблуждаться. ©Бертран Рассел


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB