VasyaBit писал(а):
У Платона законы природы есть проявление нечто внутренне присущего объектам природы (имманентная концепция), у Демокрита это прежде внешнее влияние (трансцендентная концепция), у Эпикура это наблюдаемый порядок явлений (позитивистская концепция)
У Платона-то идеи вовсе не имманентны объектам природы, а наоборот - отделены от них. Поэтому, чтобы познать идею вещи, нужно изучать не саму вещь, а её идею, о которой эта вещь напоминает. Все идеи содержатся в разуме - нужно их только припомнить. Аристотель соединяет вещи с их идеями, говоря, что вещь есть единство её идеи и её материи. Только и Аристотель не предлагает изучать вещи, чтобы познать их идеи.
Демокрит? От Демокрита не осталось никаких трудов - одни пересказы и цитаты. Если проследить хронологию упоминаний, то очень легко увидеть, как умопостигаемые "неделимые" и "пустота" или "что" и "ничто" постепенно превращаются в неделимые тела и пустое пространство. Демокрит не выводит свои атомы из опыта, а постулирует их. Он также объявляет чувственное познание тёмным. Обычный чистый рационализм.
Эпикур (в популярном пересказе Лукреция), кажется, первым обращает внимание на наблюдение, на основе которого и делает умозаключение об атомах. Если бы он на этом остановился. Но он не остановился и обнаружил приверженность обычному античному рационализму, т.е. вере в то, что одним только разумом можно познать всё. Предлагает ли он где-нибудь программу научных исследований? В поэме "О природе вещей" я её не нашёл. Неудивительно, что наряду с гениальной догадкой об атомах и флуктуациях, мы там видим дичь о плоской Земле.