Сестра милосердия писал(а):
Обидно, что после этой книги Вы не задумались над вопросом: а, может быть, что-то сверхматериальное все-таки существует? .
Сестра, вы знаете что такое фантастическое допущение? что это такое и зачем?
1. Научно-фантастическое допущение (здесь можно условно наметить два типа):
- Естественно-научное допущение.
- Гуманитарно-научное допущение.
Гиперболоид инженера Гарина, машина времени, космические корабли, фотонный двигатель, мутант-хомомух, мыслящий чип в ягодице. Аномалия известных законов природы, потрясающее открытие профессора Курочкина, новые технологии и всякие перипетии, которые с этим связаны, происходящие в обществе и жизни героев. Это и есть "естественно-научное допущение"Если фантастическое произведение построено на основе культурологических или социальных допущений (нюансы социума андрогинов или особенности культуры восьмиполых жукоглазов) - это тоже научная фантастика. Она оперирует научной картиной мира, использует данные конкретных наук, в их рамках делает фантастическое гуманитарно-научное допущение
2. Мистическое допущение.Г. Шолем, исследователь мистики иудаизма, однажды сказал примерно следующее: "Мистика - это плохо различимые огромные фигуры в тумане на том конце пропасти". Мы с вами стоим здесь, через пропасть перелететь, как правило, не можем, а вдали, в тумане, что-то (кто-то) шевелится. Отсюда закон мистики: мистическое допущение нельзя называть по имени. Нельзя его конкретизировать.
К примеру, если в старом доме три столетия подряд живет семья, поколение за поколением, и каждая вторая женщина в роду скоропостижно умирает от малокровия, едва достигнув тридцати трех лет - это мистика. Как только выясняется, что в доме живет клыкастый кровосос Джонни, мистика заканчивается. В ту же секунду.
3. Футурологическое допущение.В данном случае рассматривается будущее, формы и пути развития нашего (или не нашего, но это реже) социума. Космическая эра человечества, освоение галактики; умирающая или воскресшая Земля - развились или деградировали технологии, изменилось общественное устройство, и что из этого вышло; как люди живут через пятьдесят, сто, двести, тысячу, миллион лет. Стагнация, расцвет или катастрофа, человечество вымерло, перешло в волновую форму, скатилось в каменный век или к злобной анархии типа "Безумного Макса".
4. Фольклорное допущение.Фольклорное допущение, как по нам, делится на три подвида:
-Сказочное допущение:
Хорошее определение: "Сказка - жанр устного народного творчества, художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера С УСТАНОВКОЙ НА ВЫМЫСЕЛ".
- Легендарное допущение:
Чем легенда отличается от сказки? - одним, зато очень важным фактором. Здесь тоже может появиться богатырь, плут, ведьма, дед Житень... Но легенда всегда имеет жесткую и четкую привязку ко времени и месту действия - нашему, реальному: это происходило вот здесь и тогда-то.- Мифологическое (мифо-эпическое) допущение:
Этот тип фольклорного допущения, как нам видится, отличается от сказочного и легендарного тем, что миф тесно связан с очеловечиванием природы и персонификацией явлений. Боги, титаны - по большому счету, стихии или законы жизни социума. Этот крылатый за любовь отвечает, а этот - за брак. Этот - главный по морям, эта - начальница всей мудрости земной. 5. Мироформаторское допущение.Создание новой реальности, так называемого "нового мира" - параллельного, перпендикулярного, альтернативного, волшебного, иной планеты, если речь идет о космоопере, и т.д
Мы неоднократно говорили, что принципиально новый мир выдумать невозможно. Что кентавр - это человек + лошадь. Но, тем не менее, выдуманный мир способен на первый взгляд сильно отличаться от привычного нам. 6. Фантасмагорическое допущение. Гротеск, бурлеск, карнавал, балаган. Фантасмагорическое допущение не имеет реальных обоснований. Никаких. Оно не связано с фольклором, не несет мистической загадки, в нем нет и следа науки - ни естественной, ни неестественной, ни точной, ни гуманитарной. Нос идет гулять по Невскому проспекту. На ринге боксируют Хемингуэй и Лев Толстой. Пушкиных было сорок восемь штук. Под это нельзя подвести никакой логической базы: это ФАНТАСМАГОРИЯ. Вот, собственно, и все фантастические допущения, которые мы смогли вычленить. И для себя поняли, что они делятся по вектору приложения на два варианта (кстати, в одном произведении могут присутствовать оба).
- Первый вариант: фантастическое допущение по отношению к читателю. Имеется в виду то, что для читателя является фантастикой. К примеру, в нашем мире не была изобретена машина времени Уэллса. Значит, по отношению к читателю (хоть того периода, когда Уэллс писал книгу, хоть для нашего современника) - это фантастика. - Второй вариант: фантастическое допущение по отношение к миру книги. К примеру: кольцо Всевластия во многом фантастично даже для мира, описанного Толкиеном. Оно выходит за рамки, оно за гранью обычных представлений, даже если ты - эльф или маг.