День Ивана Купалы, который в 2019 году приходится на 7 июля, славяне наделяли особой магической силой. Люди очищались от болезней, прыгая через огонь, гадали, пуская по воде венки, искали пару, участвуя в обрядах и играх. После крещения Руси праздник летнего солнцестояния слился с Ивановым днем – рождеством Иоанна Крестителя. Однако христианский подтекст не избавил славян от суеверий, связанных с волшебной Купальской ночью. Ночь, когда цветет папоротник и разгуливается нечисть «Купала для славян был праздником довольно своеобразным. Это не совсем про плодородие, – считает Александра Баркова. – И в этом она абсолютно синонимична кельтскому Белтейну в его языческой форме. Речь идет о том, что необходимо отгородиться от сверхъестественных сил. В этом принципиальное отличие язычества от всех существующих ныне форм неоязычества. Потому что все наши неоязычники, как бы они себя ни называли, совершают разнообразные ритуалы, чтобы привлечь сверхъестественные силы, в то время как в жизни человека в традиционном обществе (будь то наш предок славянин, будь то кельт – неважно) этого сверхъестественного настолько много, что он всячески пытается от этого отстраниться».
«Купала была временем, когда границу между живым и сверхъестественным (которое живым не является, хотя это не означает, что оно является мертвым) проводили за счет огня. Вспомните сказку о Снегурочке, хоть в фольклорном варианте, хоть в версии Островского. Снегурочка – она не живая, она не знает любви, и поэтому обречена умереть. Это сказка об освобождении от нечистой силы. Огонь – мощнейший оберег, который ограждал людей от сверхъестественного».
Огромные костры разжигали накануне Ивана Купалы после захода солнца. Считалось, что огонь должен быть получен путем трения, этот процесс входил в комплекс обрядов, совершавшихся в преддверие магической ночи. В купальский огонь бросали безвозвратно испорченные вещи, матери сжигали в нем сорочки больных детей, через «очищающий» огонь прыгали по одиночке и взявшись за руки (если девушка и парень не разняли рук в прыжке, то их союз будет долгим), между кострами проводили скотину, чтобы уберечь ее от мора. С возвышенностей в реки скатывали горящие колеса – очевидный солярный символ. Считалось, что в самую короткую ночь в году нельзя спать, так как это время разгула нечисти, поэтому молодежь заводила игры, а иногда ходила в лес искать цветущий папоротник...
«Эротические обычаи, изначально связанные с летним солнцестоянием, были очень широко распространены, – отмечает фольклорист. – Это кстати было и в Европе, но связано было с более ранними празднованиями, в частности с Белтейном, который приходился примерно на 1 мая. Средневековые европейские хронисты говорили, что едва ли треть девушек с таких празднеств возвращается, не утративши невинность. На Руси ситуация в этом смысле была разной, в зависимости от местности. Известно, что, например, в старообрядческих, достаточно удаленных селах не просватанная девушка имела действительно высокую сексуальную свободу. Она могла забеременеть не то что до свадьбы – до просватанья. И тогда, кстати, ее шансы на замужество резко увеличивались, потому что в традиционной крестьянской культуре, отнюдь не только русской, главное богатство – это дети, а самая страшная беда – это бесплодная молодая жена. И поэтому, если девушка беременеет, не будучи просватанной, замуж ее быстренько берут».
Непосредственно в поверьях о поисках цветущего папоротника эротического подтекста нет. А вот любовь в мифологии, и в частности в славянской народной культуре, связывалась с огнем. Это отражает и русский язык, в котором есть множество фразеологизмов, связывающих любовь с пламенем: любовь в сердце зажглась, разгорелась и угасла. Цветущий папоротник также связан с образом огня, им пронизана вся купальская символика.
«Роль воды – это гадания о судьбе. Девичий венок, символ женского естества, девушка могла дарить юноше, если она его любит. Если она пока что одинока, то она бросала венок в воду, доверяя его воде как стихии судьбы, и наделась, что увидит в нем своего суженного, образ того, кому она достанется. Так что гадания с водой – это скорее женская часть купальской обрядности», – считает Александра Баркова.
Посмотреть, как отмечали наши предки Купалу, можно и сегодня. Реконструкции разного масштаба проводятся по всей России и собирают тысячи человек. Люди приезжают в поля и леса с палатками, детьми, аутентичной или хотя бы стилизованной одеждой, чтобы поучаствовать в хороводах и играх, послушать невероятно красивые народные песни, искупаться ночью в прохладной черной реке, наглядеться на звезды, ощутить кожей энергию огромного костра и поэзию живой природы, и, может быть, одним глазком взглянуть на заветный цветущий папоротник.
_________________ Апостол Пётр, спасаясь от креста, три раза отрекался от Христа. И всё же ты Петра не презирай — иначе он тебя не пустит в рай.
|