Сестра милосердия писал(а):
Со многим я согласна, например, с тем, что мир можно представить как сеть причинно-следственных связей. Но это тривиально, простите великодушно.
Ну естественно. Меня больше всего тут и забавляет, что я пытаюсь растолковать тривиальнейшие вещи. Что мир не разделён непреодолимой стеной на два - объективный и субъективный, что в мире нет объектов и субъектов самих по себе, что мозг не обладает магией создавать миры, что осознание объекта тождественно осознаваемому объекту, что сознание не может находиться внутри мозга и т.д.
Сестра милосердия писал(а):
Созвездия Большой Медведицы объективно не существует.
Хвала Аллаху! Только не «объективно не существует», а «существует относительно людей на Земле». Существование Большой Медведицы также объективно, как и существование Солнца, и существует она не в каком-то мистическом субъективном мире, а вон там в небе над нами. Именно поэтому Вы можете показать её другому человеку, и он тоже её увидит.
Сестра милосердия писал(а):
Есть отдельные звезды на разных расстояниях одна от другой, и только человеческое воображение объединило их в некую фигуру, подобно тому, как в облаке мы видим то кролика,то бородатого старца.
Но мысль о том, что эти звезды существуют только благодаря тому, что я воспринимаю их как созвездие, для меня пока что - нонсенс.
И правильно, что нонсенс. Созвездие Большой Медведицы существует по отношению к людям, живущим на Земле. Оно существует, потому что устанавливается причинно-следственная связь между звёздами этого созвездия, и мозгом людей, его наблюдающих. По отношению к кому существуют звёзды? Скажем, этих звёзд может не существовать для тех, кто живёт на расстоянии, до которого свет от них ещё не достиг, согласны? Но они существуют для планет, которые вокруг них вращаются, являясь причиной их орбит (существовать, значит быть причиной). По-другому эти звёзды существуют относительно Вас и этих планет? Да, конечно. Существование относительно.
Сестра милосердия писал(а):
Радуги объективно не существует
Опять же, не существует относительно кого? Когда Вы видите радугу, она существует объективно, относительно Вас. Объективней некуда, ибо в полотне причинности есть теперь это волокно. На бытовом же уровне, Вы можете её даже сфотографировать.
Сестра милосердия писал(а):
Есть процесс преломления лучей света в каплях воды и есть аппарат зрения, аппарат обработки зрительной информации, чисто электрохимический, и есть (главное!) субъективное восприятие радуги.
Не субъективное, а объективное восприятие. Ваша система восприятия объективна, у Вас есть такие-то глаза, такой-то мозг, в нём возникает такая-то нейроактивность - здесь нет никакой субъективности, это физические процессы, которые мы можем наблюдать. Часть причинно-следственной связи - процесса осознания радуги. Потому что этот процесс существует, мы и говорим о существовании радуги. Относительно Вас.
Сестра милосердия писал(а):
Чуть-чуть отодвинулась - и нет её.
Именно, а подвинулись обратно, и она опять возникает. Потому что опять возникает этот причинно-следственный процесс осознания радуги.
Сестра милосердия писал(а):
По Вашей логике субъект порождает объект, и с радугой это вроде бы так. И с Большой Медведицей так.
Нет, субъект не порождает объект, осознание объект и осознаваемый объект - это просто два разных способа описания одного и того же физического процесса, в котором Вы начало Вы
называете объектом, а конец - субъектом. Как те 2 конца отрезка, которые не существуют сами по себе, и не порождают друг друга, они просто есть, потому что отрезок есть. Делаете Вы это потому что наш мозг так устроен, что мы видим только объекты, а не процессы между ними.
Сестра милосердия писал(а):
Но как быть с каплями воды, лучами Солнца, с горящими где-то в Космосе звездами, то есть, объектами, не зависящими от субъективного восприятия?
Объективного восприятия. Для молекулы внутри этой капли, существует ли эта капля воды как капля воды? Или же всё, что для неё существует, это другие молекулы воды? Что тогда определяет, существует ли эта группа молекул как капля воды? Ответ всё тот же - частью какой причинно-следственной цепочки она является. Капля воды не существует сама по себе, она существует (как капля) относительно чего-то другого. А относительно чего-то другого она существует как-то по-другому.
Сестра милосердия писал(а):
Хотелось бы еще поговорить о "материи" мысли, но это попозже, мой мозг и так перегружен.
А вот мысли никакой нет. Люди называют «мыслью» всё те же объекты, просто воспринимаемые ими чуть более сложным способом. Исключительно разговорная конструкция, созданная для более удобной коммуникации друг с другом в повседневной жизни, а не для понимания происходящих процессов.