И.П.Русанова, Б.А.Тимощук "Языческие святилища древних славян", М. "Вече", 2017 г.:
с.196. "ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВЫ ПРИНОСИЛИ ТОЛЬКО В ЧЕСТЬ ГЛАВНЫХ БОГОВ."
с.31. близ города Волина (Польша) ритуальное место 10-го века, где сохр. жертвоприношения божествам: два человеческих черепа, кости животных и фрагменты сосудов.
Жертвенная яма в Праге с шестью человеческими черепами...
с.32. Жертвенная яма 9-го века у городища Ревно на Буковине (Украина) - человеческие кости, кости животных, обломки посуды.
с.33. Святилище в Просне (Словакия) - жертвенная яма с костями человека и животных.
с.34. Около польского города Плоцка на горе Тумской на жертвенной площадке 10-го века камень- алтарь, рядом с которым череп ребёнка 12 лет, кости животных, сосуды, меч.
с.36. Святилище 10 - 13 вв. у польского г. Вышегрода на высоком берегу реки Вислы на жертвенной площадке у каменного алтаря два человеческих скелета с пробитой головой, два серпа и т.д.
с.44. Святилище 8 - 10 вв. Бабка в Белоруссии - горшок с пережжёнными человеческими костями...
с.48. белорусское святилище 8 - 11 вв. Головно - обломки человеческого черепа и т.д.
с.52. Языческий храм 11 - 12 вв. в Зелёной Липе (Украина) на реке Днестр: перед жертвенной площадкой (перед идолом) - мужской скелет (головой на запад)...
с.54. Святилище верховного бога СВЯТОВИТА - г. Аркона на о-ве Рюген 9 - 12 вв. В жертвенной яме одиннадцать мужских черепов, кости животных, нож, бусины, обломки посуды 10 - 11 вв.
с.55. Святилище Звенигород (около села Крутилов) на реке Збруч (Украина) - человеческие кости и много костей животных.
с.58. Святилище Богит на реке Збруч (Украина) 10 - 13 вв. -на горе Медоборы в 5 км от села Городница - кости принесённых в жертву богам людей и кости животных...
с.63, 72,189. Збручский каменный идол - это, скорее всего, изображение верховного Бога Святовита- Рода, несущего на себе изображения и других высших божеств - Перуна, Дажьбога, Велеса, Лады и Макоши. Время изготовления - 10 - 11 века. Ранее, вероятно, стоял в святилище Богит на реке Збруч.
с.70. Святилище Богит конца 10 - 1-й половины 13 вв.: принесённые в жертву люди: кости детей 1 года и 2-ух лет, кости взрослых мужчин...
с.83. Святилище Звенигород на реке Збруч в капище №1: в жертвенной яме кости ребёнка 7 лет, подростка 16 лет, двух мужчин 25 и 35 лет и набор жертвенных вещей 12 - нач.13 вв.
с.84. Святилище Звенигород на реке Збруч в капище №3: в жертвенной яме кости мужчин 25 - 30 лет, кости ребёнка 1 -2 лет и челюсть молодой женщины, кости крупного рогатого скота, бронзовые браслеты, височное кольцо, железный замок и топор...
с.87. В жертвенных ямах №№ 9, 13, 14 - человеческие кости, жертвенная яма №12 - нижняя челюсть мужчины 35 - 45 лет...
с. 89. Сооружение №9 капища №3 - нижняя челюсть ребёнка 3 -4 лет, ...
с.90. самый верхний слой - кости мужчины 25 -30 лет и кости молодой женщины.
Сооружение №10 капища №3 - кости многочисленных животных, кости людей - подростка 12 -14 лет, младенца 1 года и молодого мужчины...
с.91. Сооружение №11 капища №3 - кости ребёнка 7 - 9 лет, кости молодого мужчины, кости животных, бронзовые котлы, стеклянные браслеты, височные кольца, перстень, бронзовые бляшки, 7 железных ножей, 3 ключа, замок, шпора, посуда 12 - нач. 13 вв. и т.д.
Возле капища №3 к западу - кости ребёнка 6 - 9 лет, ребёнка 2 -3 лет, ребёнка 8 - 9 лет, одного взрослого мужчины, кости свиньи, стеклянный браслет, пряслице и т.д.
с.93.Ритуальная площадка капища №2 святилища Звенигород - череп человека...
с. 95. капище №4 святилища Звенигород - кости человека...
с.96. капище №4: культовое сооружение №14 (Храм) - каменный идол из известняка, ритуальное кострище, кости людей, два серпа, 1 замок, горшок, 1 наконечник стрелы, обломки посуды кон.12 - нач.13 вв, стамеска, долото и т.д.
с.99. Между капищами №2 и №3 - сооружение №5: кости ребёнка, пронзённые шилом между рёбер, 1 нож, 1 височное кольцо, 2 клыка кабана, сосуд 12 века, череп мужчины 20 -30 лет, серебряный браслет, 4
с.100. золотых височных кольца, череп мужчины 40 - 50 лет, горшок, кости животных, золотая бляшка...
с. 101. площадка на сооружении №15: посуда 12 века, кости животных, череп человека...
с.103. южная ритуальная площадка городища Звенигород: в яме - скелет подростка 11 лет, кости животных, фрагменты посуды 11 - 12 вв.
с.104. культовое сооружение №2 к востоку от въезда в святилище Звенигород - кости трёх детей от 2-ух до 11 лет, череп одного взрослого человека, много костей животных,
с.105. ритуальный колодец на террасе - кости мужчины 30 - 35 лет с пробитым черепом, топор, посуда 12 века...
с.107. Культовое сооружение селища Бабина Долина: череп ребёнка, костяк молодой женщины, кости подростка 12 - 14 лет, кости ребёнка 7 - 12 лет, височные кольца, бусина, привеска, посуда 12 - нач.13 вв. На жертвенной площадке - кости мужчины 40 - 45 лет, скелет подростка, кости животных, 7 бычьих черепов, коровья челюсть...
с.141. Святилище Липтовская Мара (Словакия) - культовая яма с человеческими скелетами...
с.149. в доме №2 Новотроицкого городища принесён в качестве строительной жертвы ребёнок...
с.150. На Арконе (о.Рюген) к 9 - 10 вв. относятся 470 костей ритуально убитых людей, а к 11 - 12 вв. - 905 человеческих костей. Человеческие черепа были сложены в ритуальной яме.
с.222. Святилище 10 - 13 вв. Вышеград в Польше на правом берегу Вислы: у камня- жертвенника скелет человека, а на вымощенной камнями дороге - два серпа и скелет человека...
с.240. Возле Плоцка (Польша) святилище 10 века на Тумской горе - кости животных и череп ребёнка...
с.61. Славянские культовые ямы археологами чётко прослежены с 6-го века (и даже ранее), городища- святилища и храмы - с 7-го века.
с. 34. жертвенные площадки = подножия идолов = капища.
Книгу эту надо читать самостоятельно, там подробные карты с указанием святилищ, капищ, ритуальных ям, городищ- убежищ и т.д.
И.П.Русанова, Б.А.Тимощук -Полезная книга: С.Э.Цветков "Русская история: книга 1-я", М., 2003 г.:
с.14. "Около 1300 - 1100 гг. до н.э. из культуры полей погребальных урн выделилась лужицкая культура, охватывавшая бассейны Одера, Вислы и правобережье Эльбы (Лабы)..."
с.16. "преобладающим населением лужицкой культуры были, несомненно, славяне... лужицкая культура - славянская прародина..."
с.28. "хорошо известен древний афинский обычай ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ - сожжения мужчины и женщины в честь бога Аполлона, которое совершалось ... в день летнего солнцестояния... Эти верования и обычаи древних греков имеют параллели на лужицком археологическом материале - останки сожжённых людей, обнаруженные на местах летних солнечных праздненств..."
с.42. "славянскому божеству Святовиту нередко приносили в жертву христианских пленников, которых сажали верхом на лошадь в полной сбруе... СЖИГАЛИ ЖИВЬЁМ И ЖИВОТНОЕ И ВСАДНИКА..."
с.43. "с человеческими жертвоприношениями у галлов римляне боролись больше столетия... несчастных жертв кельты могли убивать стрелами, сажать на кол в храмах или сооружать из деревьев и соломы колосс, бросать туда домашний скот... диких животных и людей и сжигать всё это в качестве подношений богам... Во времена Страбона адриатические венеты приносили в жертву богу Диомеду белого коня... обряд сжигания жертвы вместе с конём может восходить к венетам малоазийским, прославленным в древности коневодам..."
ZHERTVOPRINOSHENIYA