Цитата:
Совершенно верно.
Религии — от первоначального язычества до современных мировых религий — это попытки приобщения к чему-то высшему, сверхчеловеческому.
Зато у вас совершенная ложь.
Начнем с того, что языческие религии - это очень развитые религии. Первоначальные формы - анимизм, фетишизм, спиритизм. Вот они-то напрямую следуют из сознания человека, но только это не "что-то" возвышенное, а банальные сбои мозга. Ну, сильно несовершенный это орган - его эволюция не для философии и науки делала.
Особенно здесь можно выделить самые распространенные и самые понятные верования, называемые спиритизм. Мы все этому подвержены: кто не говорил запуская агрегат "Ну давай!"(или незаводящейся машине)? Даже зная, что предмет неодушевленный и нифига не понимающий мы ему приписываем духовные свойства. И у всех племен, находящихся в стадии родоплеменной общины мы обнаруживали спиритизм в разных его разновидностях. И даже дети нашего высокоморального и технологичного века - сами приходят к примитивному спиритизму, около компьютеров и машинок на радиоуправлении.
Второй момент, который здесь уже много раз бывал - неупорядоченная телеология. Тоже когнитивная ошибка из свойственного людям целеполагания и, опять же, стремления "судить по себе". Если дождь идёт, то это кому-то надо. Кому? А духам вот и надо, не зря ж они незримые кругом: духи дождя, дух дерева, дух животного, духи реки и т.д.
Собственно, сложив первое и второе - получаем примитивные религии. В простых обществах, которые нам известны, спиритизм - пожалуйста, шаманы - пожалуйста, какая-нибудь погодная магия или задабривание духа зверя - сколько угодно. Как человек воспользовался этими встроенными когнитивными ошибками? Для чего-то возвышенного? Не-а. Для бытовой магии и игры в прятки от страха смерти.
Но язычества там еще нет. Политеизм это то, что вырастет из простой системы верований при развитии общества. Для язычества нужно государство, хоть даже и в зачаточной стадии, ибо он отражает сложные общественные отношения с их иерархией и распределением функций. И язычество переносит эту иерархию сильного на мир духов. И мораль своего общества - тоже.
Ничего нового не принесет и монотеизм, он лишь перенесет в мир духов абсолютизм. Даже погодная магия никуда не денется, хотя казалось бы - XXI век. В начальной школе преподают, почему идут дожди. Да и страх смерти - по-прежнему ключевой момент религии.
Религия стоит не на стремлении к возвышенному, она стоит на ложных фантазиях о том, что хочется. "Если вы понимаете психологию Биг-мака, то вы понимаете психологию религии." (Эндрю Томпсон)
Материалы по теме:
Собственно,
лекция Томпсона "Нейропсихология религии", раз уж вспомнилось.
Объяснение чувств верующих: религия, либерализм и другие странные свойства мозга (рекомендую по ссылке зайти на "New scientist", eng.)
Почему мы верим во что попало и как с этим бороться. "T and P"
Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию Марков на "Элементах".
Там же
"Усложнение общества предшествует появлению веры в богов-морализаторов"И после всего этого научпопа - конечно же, нужно добавить
Буайе "Объясняя религию". Книга серьезная.
Вот как-то так. Запишите, Сестра милосердия: "Религия не стремление к "чему-то возвышенному", а эволюционный треш (или "Вирус мозга" как у Докинза). Одно из выросших на культуре наших древних животных свойств так обернулось. И, пожалуй, теперь оно самое темное. Есть и получше: например, танцы из инстинкта размножения.
Цитата:
Человек сам для себя тайна и вопрос, и сколько бы не твердили атеисты, что человек не так уж сильно отличается от животного, но для тех, кто склонен искать ответы на непростые вопросы, ясно, что разум человека — это дар СВЫШЕ.
Для этих "склонных искать ответы", которых Эйнштейн назвал "слабые умы, одержимые страхом или нелепым эгоизмом" есть как минимум два варианта.
Первый - люди умные, образованные и с хорошей фантазией. Они, собственно, придумывают религиозные ответы и даже сами религии. Нужно взять животные страхи человека, его эгоизм и скрестить с мифами, сверху приправить чем-нибудь новонафантазированным. Сами они, разумеется, в собственные бредни не верят
развернуть мысль (18+). Бредни для тех, кто не сильно-то любит мыслить и вообще любит верить. Хаббард, например, так и сделал. Или Джозеф Смит. Возможно, и Павел.
Второй вариант - вся масса верующих, которые "склонны искать ответы" методом запрятывания головы в песок. Тут есть два варианта. Первый - люди, совсем малограмотные, либо недалёкие и близкие к ним (дети в силу возраста, скажем). Таких много, они просто следуют тому самому свойству мозга верить во всякую чушь. Они ему не могут сопротивляться. Куда более малая группа, но тем не менее значимая - люди умные. Такие в целом адекватны и даже умны, из них и берутся "верующие учёные", например. (Вас я, кстати, тоже к этой группе отношу - задаваться вопросами, значит думать. Первая группа такой ерундой не страдает - их вера крепка.) Умные в целом и адекватные верующие сдались только перед такой казалось бы медовой религией в этом неприятном мире. Ага, "...сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа." Флориана такие верования называла "розовое православие", помнится. Вторые верующие несколько "недоверующие", из группы еретиков. Но у них то же проблемы. Я вот всегда привожу в пример Войно-Ясенецкого, который очень был полезен как хирург и учёный, пока его православие не доконало, и он не понес совсем уж какую-то лженаучную чушь про душевную энергию, разум в сердце и т.п. Он у православных единственный просто. А вот Марков офигевал с Френсиса Коллинза: "Или вот взять Френсиса Коллинза. Абсолютно адекватен, пока речь о генетике. Но когда дело доходит до эволюционной психологии - все, ученый кончился, начинаются заклинания." Это я к тому, что даже умным религия заметно мешает думать.
Ну и, конечно, обоим этим категориям (что изобретателям религии, что простым адептам) свойственны, видимо,
некоторые психические особенности. Если они сильно верующие, конечно.