АлексейС писал(а):
И огромная заслуга , в том числе, монотеизма в «изобретении» абстрактного мышления.
Извини, брат, но огорчу. Предельно абстрактное мышление встречается в философии. Когда же философия началась? Историческим её началом принято считать учение Фалеса Милетского, жившего в 640/624 - 548/545 гг. до н.э.
Он первым задался вопросом о едином начале всего. И предложил в качестве ответа воду. Всё из воды, говорит он.
Действительное же начало философии - это Парменид. Годы жизни: ~540-470 гг. до н.э.
По Пармениду, истинно только бытие, которое тождественно мышлению.
"Мыслить есть то же, что и быть", - говорит Парменид. И добавляет,что только об этом возможно истинное слово. Всё же иное - лишь во мнении тёмного человечества, которое разделяет всё на полярности: ночь и день, свет и тьма, мужское и женское, верх и низ. Но это только видимость и мнимость. Вне мышления-бытия нет истины.
Это предельно абстрактное мышление, но был ли Парменид монотеистом? Никак. Своё учение он изложил в поэме, из которой мы узнаём, что Парменид не сам изобрёл своё учение, а получили его богини правды - Дике.
И во уже в конце первого века до нашей эры появляется Филон Александрийский, иудейский богослов, который, используя достижения философии, развивает учение о божественном Логосе и почти в тех же терминах формулирует учение о Святой Троице. Естественно, поскольку он Иудей, то он сохраняет верность монотеизму, используя слова Отец, Сын и Дух метафорически. Например, он говорит, что слово рождается в уме, а потому слово - это сын, а ум - это отец. И далее он говорит, что Бог есть Ум, и Бог творит всё своим Словом. А потому Слово Бога - это Сын Божий, а сам Бог - Отец.
Христианские богословы просто взяли готовые схемы рассуждения и наполнили их христианским содержанием. С точки же зрения философии, вся эпоха христианского философствования не принесла ничего нового. Это был период усвоения материала античной философии. И это тоже неплохо. Просто в философии есть краткие периоды созидания и длинные периоды усвоения.