- О человеческих жертвоприношениях можно судить уже по словам пророка Амоса, обращенным к совершавшим их древним иудеям: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя» (Ам 5:25-26). Не забудем, что Молох – божество евреев во время их исхода и поклонение ему отличалось принесением детей в жертву через всесожжение. - Царь Ахаз, к примеру, предавался идолопоклонничеству и даже приносил в жертву языческим богам собственных детей (см. напр. 4 Цар 23:10). - Отметим, что Молоху в том числе служил и царь Соломон: «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Царств 11:4-7). - Подтверждения фактам человеческих жертвоприношений мы часто находим у Иеремии, как, например, в следующем отрывке: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер 7:31), или в его молении: «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду» (Иер 32:35), а также и в другом месте своей проповеди: «и скажи: слушайте слово Господне, цари Иудейские и жители Иерусалима! так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие, - о котором кто услышит, у того зазвенит в ушах, за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне; за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения» (Иер 19:3-6). Упоминающийся у Иеремии Тофет – место в долине сынов Еннома, на юге Иерусалима, известное в Н. З. под названием геенна огненная. Там некогда стоял идол Молоха, которому приносили в жертву детей, сжигая их в огне. Царь Иосия осквернил это культовое место в долине с тем, чтобы прекратить совершение подобных обрядов и со временем долина превратилась в обычную мусорную свалку, на дне которой постоянно поддерживался огонь, в котором сгорал мусор и трупы животных, а также брошенных туда казненных преступников, которых считали недостойными погребения обычным способом. Символическое выражение «озеро, горящее огнем и серой» (напр. Отк 19:20) соотносится именно с этим страшным местом.
- Другие пророки также определенно указывают на практику человеческих жертвоприношений у древних иудеев. К примеру, мы находим описание этого у Иезекииля в главе, где повествуется о суде Иеговы над «сестрами-блудницами»: Самарией и Иерусалимом (Оголою и Оголивою). «И сказал мне Господь: сын человеческий! хочешь ли судить Оголу и Оголиву? выскажи им мерзости их; ибо они прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали, и сыновей своих, которых родили Мне, через огонь проводили в пищу им. Еще вот что они делали Мне: оскверняли святилище Мое в тот же день, и нарушали субботы Мои; потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!» (Иез 23:36-39). У Исаии же читаем: «Над кем вы глумитесь? против кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы преступления, семя лжи, разжигаемые похотью к идолам под каждым ветвистым деревом, заколающие детей при ручьях, между расселинами скал?» (Ис 57:4-5). - Даже у псалмопевца Давида мы можем найти аналогичные картины: «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, - и осквернилась земля кровью;» (Пс 105:37-38). Интересно, впрочем, что несколькими строками выше в том же псалме мы видим весьма характерные упреки со стороны еврейского «Бога» своему «народу-избраннику» - «И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них», - в связи с тем, что «они огорчили дух его, и он погрешил устами своими. Не истребили народов, о которых сказал им Господь» (Пс 105: 32-34). Да, не истребили - на этот раз...
Разумеется, мы далеки от той мысли, что с Моисеем подобным образом мог разговаривать действительно Сам «милостивый и человеколюбивый» Творец неба и земли. Все это варварство происходило и происходит по воле человеческой и лишь дикая фантазия иудеев могла осенить собственную их жестокость «божественным» авторитетом. Казалось бы, подобные «извращения» могли быть связаны лишь с отходом евреев от поклонения Истинному Богу, однако следующие слова Писания и именно в книге Исхода заставляют усомниться в этом: «И сказал Господь Моисею, говоря: освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх 13:1-2). - слова Моисея об очередной казни египетской «так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами» (Исх 11:4-7). Текст Ветхого завета действительно дает все основания полагать, что еврейские дети были пощажены израильским «Богом»: «ибо Мои все первенцы у сынов Израилевых, от человека до скота: в тот день, когда Я поразил всех первенцев в земле Египетской, Я освятил их Себе и взял» (Числ 8:17-18).
Скорее всего, этот языческий еврейский «Бог» со всеми его жестокостями был создан воображением того народа, для которого человеческие и, в частности, детские жертвоприношения были делом вполне обычным. Невозможно не задаться вопросом о сути и происхождении еврейского «Господа», для которого вполне приемлемо искушать многократно египетского фараона и ожесточать его сердце, дабы вслед за этим иметь «легитимность» для ниспослания страшных казней египетских на ни в чем не повинный народ. Нет видимых причин не признать кровожадного «Бога» израильтян обычным дьяволом/сатаной.
- В главе 27 книги Левит, где говорится о лицах и имуществе, посвященных «Господу», можно прочитать следующее: «Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, - человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, - не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти.» (Лев 27:28-29). Придется, видимо, предположить, что предаваемые смерти «заклятые» люди были не иудеями. Скорее всего, мы здесь имеем дело с моментом зарождения человеконенавистнической двойной морали «богоизбранного народа» – той самой, что в виде двойных стандартов находит такое широкое применение в современности. Какой, однако, «прогресс» по сравнению с принесением Авраамом в жертву собственного сына.
- В Числах как всегда подробно и с бухгалтерской точностью описывается, например, как «Господь» повелел Моисею распорядиться плененными на войне мадианитянами: «людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души. И отдал Моисей дань, возношение Господу, Елеазару священнику, как повелел Господь Моисею» (Числ 31:40-41). Разумеется, нельзя ожидать от первобытного народа особой галантности в обращении с военнопленными. Поэтому наше внимание здесь привлекает в первую очередь не сам факт убийства пленных, но лишь «освящение» этого убийства именем иудейского «Бога».
- свидетельство опять-таки пророка Иезекииля, в котором совершенно недвусмысленно говорится о санкции «Бога» Израиля на жертвоприношения иудеями своих первенцев, санкции, имевшей в виду цели уже так сказать «педагогические»: «Также, подняв руку Мою в пустыне, Я поклялся рассеять их по народам и развеять их по землям за то, что они постановлений Моих не исполняли и заповеди Мои отвергли, и нарушали субботы мои, и глаза их обращались к идолам отцов их. И попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы, и попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я -Господь» (Иез.20,23-26). Здесь мы, как и во многих иных местах Ветхого Завета, сталкиваемся не только с жестокостью Иеговы, но и с такими его свойствами, как ревность и коварство. Мы видим, что якобы ради осквернения и разорения Израиля Иегова приказывал совершать детские жертвоприношения, подводя таким образом народ к различным катастрофам и к Вавилонскому изгнанию.
- приведем лишь выдержку из Исхода: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею. семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне» (Исх 22:29-30). Такова воля и наказ Иеговы своему народу. В случае же народа, превозносившегося и превозносящегося своим «единобожием» и своей «богоизбранностью», невозможно игнорировать тот факт, что этот народ в полной мере и в неизменной форме унаследовал от своих ветхозаветных предков специфическое отношение к окружающему его миру и к людям, этот мир населяющим. .
|