Банальные рассуждения насчет воли Божией и воли своей.https://pretre-philippe.livejournal.com ... ce=ljtimesБог - не надсмотрщик над всеми нами. Его воля неотделима от нашей активности и инициативы. Но есть люди, у которых ярко выражено определённое призвание (люди пророческого или творческого склада), измена которому была бы равносильна измене себе самому и духовному самоубийству. Первый и наиболее яркий пример - Иисус Христос, молившийся в Гефсимании и испытывавший внутренние борения перед тем, как идти на смерть. Он был непричастным к смерти и ей чуждым, но должен был к ней приобщиться! Поэтому и молился: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39), и далее: "да будет воля Твоя". (26:42).
В других случаях большинство людей не знают чётко воли Бога о себе самих. В этом есть, кстати, премудрость Божьего провидения. Он даёт нам всем свободу самовыражения, и весь вопрос лишь в том, как мы ей воспользуемся и на что её потратим. А если бы знали чётко, но не были бы готовы её исполнить, или исполняли бы её скрипя сердцем и как бы "из-под палки", то какая в этом польза?.. Скорее тогда людям стоит вопрошать, как лучше всего и безболезненней всего поступить в каждой конкретной ситуации, насколько у них самих хватит на это собственной воли и сил. Говорят часто, что воля Бога открывается через разные обстоятельства или их изменение. Это может быть так, но это обоюдоострый аргумент. Если что-то никак не идёт, значит ли это, что не надо ничего предпринимать, или же наоборот, нужно не отступать, но добиваться по принципу "просите, ищите, стучите"? И то, и другое может быть верным, но в разных случаях.
Кроме того, есть разномыслия и разные видения одних и тех же ситуаций, особенно когда правда и ложь, добро и зло смешаны, спутаны друг с другом. Логично тогда предположить, пусть даже утрированно и по-человечески, что Бог не будет вмешиваться в это, но как раз предоставит противным сторонам самим разбираться и думать, как выпутываться, и весь вопрос, будет ли это больше соответствовать замыслу Бога или меньше. Хорошо, когда подобные проблемы разрешаются более-менее мирно, не через насилие, и какой-то стороне приходится больше идти на уступки, смиряться и признавать свои ошибки. Плохо, когда всё кончается столкновениями и кровопролитиями - это вряд ли соответствует благому замыслу Бога. Здесь уже не Его благоволение, а просто попущение.
Всему также своё время, "и время всякой вещи под небом" (Еккл. 3:1). В том числе: "время молчать и время говорить; время любить и время ненавидеть; время войне и время миру" (3:8). Это скорее также относится к попущению Бога для мира, где добрые и злые проявления смешаны и спутаны друг с другом. Здесь характерны ситуации, когда в один момент моя или чья-то ещё собственная воля может больше соответствовать воле Бога, а в другие моменты совсем нет. Или же, даже если я убежден и чувствую, что воля Бога не исполняется, но попирается, а сделать сам ничего не могу, то лучше отойти и смириться вслед за Богом, Который тоже постоянно отходит и смиряется перед всеми нами. Тогда общий принцип "не моя воля, но Твоя, Господи, да будет" скорее выражается в том, что пусть будет не по-моему, а по чьей-то ещё воле, чтобы всякие конфликты и нестроения не умножались и не разрастались до неопределенного размера при моём в том числе участии - мне лучше не иметь вообще к этому отношения, ибо, если буду продолжать, то потерплю больший урон, но всё равно ничего не добьюсь.
Отдельный интересный и острый вопрос - о власти и её предназначении. Общая воля Бога в том, чтобы над народами были руководители, это очевидно. И только в этом смысле можно понять известные слова апостола, что "нет власти не от Бога" и "существующие власти от Бога установлены" (Рим. 13:1; при этом в случае Павла, писавшего эти строки, дело было в первый период правления Нерона, в дальнейшем печально известного). А вот каждая конкретная ситуация с властью и народом может быть совершенно различной в этом отношении. Власть может способствовать утверждению воли Господа на общественном и законодательном уровне, но может и ей препятствовать, но в любом случае безвластие, разброд и анархия ещё хуже: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 21:25).
Иногда конкретная власть попускается по грехам народа, христиан, в частности. Сталин или Гитлер - классические случаи. Или, как это было в Византии в шестом веке по Р.Х., когда главнокомандующий Фока, совершив государственный переворот, устроил целую серию зверских казней. На глазах императора Маврикия, шесть его сыновей копьями были загнаны в огонь и сожжены заживо на глазах отца, после чего был убит и сам император. Монах-пустынник всю ночь провел в молитве и слезах, взывая к Богу: "Господи, за что Ты послал это бедствие на наш благочестивый православный народ?". И под утро услышал голос: "Искал для вас худшего, но не нашел". Но властители тоже призваны чувствовать своё время, когда оно есть для них, а когда уже прошло, когда держаться за свою власть уже совсем не во благо ни для кого, но даже становится преступным. Властителям еще больше свойственно своеволие (по складу они изначально более волевые и инициативные, чем кто-либо другой). Поэтому если ширится оппозиция существующей власти, она вполне может прийти ей на смену, и тогда также будет справедлив принцип "нет власти не от Бога". А вот по благоволению или по попущению - другой уже вопрос (тем более, что "одеяло" воли Бога всякий склонен тянуть на себя).