По теме: так рассуждали многие гностические секты ещё в 1-м веке! Сиро-халдейский гностицизм отличался подчеркнутым дуализмом, в котором мир признавался злонамеренным созданием противобожественных сил.Предшественниками сиро-халдейских гностиков считаются николаиты (ср. Откр. 2:6, 15), отрицавшие ограничительные постановления Апостольского собора (см. Деян. 15:29) и не считавшие прелюбодеяние грехом. Сатурнин (II в.) признавал два начала бытия: Бога, творца ангелов, архангелов, сил и властей, семь из которых без его ведома создали мир людей, и злое начало. Тогда Бог послал Христа, разрушившего царство зла и открывшего добрым душам путь к Богу. К этому же течению относится Вардесан († 225), создавший систему стихосложения на древнесирийском языке, и его сын Гармоний, учение которого напоминает систему Валентина. Однако, будучи дуалистом, он признавал в человеке две души - духовную, порождаемую Премудростью, и материальную, подчиненную судьбе. К сиро-халдейскому гностицизму относятся также азиатские офиты, ператы, сифиане, каиниты, элкесаиты, последователи Юстина. Связующим звеном между египетскими и сирохалдейскими гностиками является Симон Волхв (I в.), о котором говорится в Деян. 8:9-24. Симон принял крещение от апостола Филиппа, но затем был обличен апостолом Петром за попытку купить за деньги власть апостолов. Впоследствии Симон объявил, что он Отец и Сын и Дух Святой. Неясная и запутанная система Симона опиралась на то, что абсолютным началом всего возможного и действительного является двойственный - скрытый и явный - огонь. Из числа симониан известен гностик Менандр (I в.).
"Я видел к чему приводит дуалистическая концепция, я это почувствовал когда читал литературу по средневековым сектам, в основном дуалистическим. Это было что-то чудовищное, потому что там высшим идеалом человека являлась смерть. Она называлась "эндура": это было самоубийство, или убийство. Например, матери переставали кормить своих детей, обрекали их на голодную смерть. Примерно в то же время эта концепция развивалась, по-видимому, в каббале. Учение раввина Лурии о "божественных искрах", заключенных как пленники в материальном мире, как и в манихействе, цель исторического процесса - это освобождение их в мир высший, чтобы этот мир весь сгорел, уничтожился. Но одно дело философствование, а другое - когда ты видишь реальную силу этой концепции, почему она побеждает. Так, у катаров, убивали детей, убивали стариков, сами кончали самоубийством», - пишет И.Деллингер, самый крупный специалист по средневековым ересям. Его заслуга, что он поднял архивы инквизиции на Юге Франции 13 в. И он уверяет что количество катаров, убитых при помощи этого святого убийства, "эндуры" - больше чем количество жертв инквизиции. Это было последовательно проведенное античеловечное мировоззрение, античеловечное в современном его понимании. Прямо отрицающее все существование человека".
ДУАЛИЗМ [от лат. dualis - двойственный], представление о том, что основу мира и бытия составляют 2 независимых начала, часто противоположные друг другу: свет и тьма, добро и зло, духовное и материальное, мужское и женское и т. п. Эти 2 начала в разных учениях могут быть параллельны, находиться в противостоянии и борьбе (как в зороастризме и христ. ересях), а могут взаимодействовать и взаимопроникать (муж. и жен. начала в различных религиях, ян и инь в древнекит. культуре). Термин «дуализм» был введен в 1700 г. Т. Хайдом для описания систем религ. взглядов, в к-рых имеется жесткое противопоставление доброго (Бог) и злого (сатана) принципов, объявляемых несводимыми друг к другу, равносильными и совечными (см.: Hyde T. Historia religionis veterum Persarum. Oxf., 1700. P. 164). В соответствии с таким подходом в богословии понятие «Д.» может также быть связано с двоебожием. Это означает веру в 2 одинаково могущественных богов с противоположными качествами, к-рые могут пребывать в гармонии друг с другом (битеизм) или в противостоянии и вечной борьбе (дитеизм).
В мире александрийского синкретизма термин «гнозис» чаще всего употреблялся дуалистическими сектами, которые проводили четкое разграничение между душой и материальным миром. Материя считалась по природе своей греховной. Вся вселенная, весь ощущаемый нами мир считался творением какого-то низшего по рангу и злого бога. Следовательно, материя и все живые существа должны возвыситься, чтобы достичь единения с великим и истинным богом, который ведает чистым духом, и именно это единение обозначалось термином «гнозис». Именно такого направления мысли придерживались дуалистические секты Александрии... Христианская «святоотеческая» традиция говорит о демонических существах как паразитирующих на жизненных силах человека, ибо они не имеют собственного источника поддержания полноценного существования после отпадения от Бога. Важным психологическим фактом этого опыта является то, что никакие подобные существа не имеют власти над свободной волей человека, не могут ее подчинить без предварительного согласия самого человека – соблазна или «прелести»... Естественно, многие гностики считали Землю адской планетой, где люди отбывают своего рода наказание перед новым перевоплощением.
_________________ "спаситель наш - философия...водительница душ" (Цицерон "Тускуланские беседы" кн.5, II, 5.
|