sergey писал(а):
Каждый доморощенный философ
Это кто такие? А какие ещё бывают? Дикие?
sergey писал(а):
А вы говорите об объективности.
Я говорю об объективности. Но где-то вы писали, что вам не нужна философия.
Отрывок из лекции А.Н. Муравьёва "Специфичность предмета философии".
Помните, мы сказали, что философия до нашего времени довольно долго считалась очень высокой, ценной, замечательной, важной наукой, и поэтому естественно, что претендующих на звание философов было больше чем действительных философов? Это сегодня она не ценится, поэтому сегодня никто и не спешит сказать: "Я философ". Верно ведь? Потому что даже если он скажет, ему ответят: "Ну и дурак, что философ, а не бизнесмен". Очень хорошо, что самозванцев благодаря этому положению меньше.
А раньше самозванцев было довольно много, и вы знаете главного, классического самозванца в области философии, если знаете историю об Эзопе, древнегреческом баснописце. Известно, что он был раб, и у него был хозяин Ксанф. А в Древней Греции философия высоко стояла в общественном мнении. И хозяин Эзопа Ксанф, несмотря на то, что был глуповатый и ничего не знал, очень хотел казаться философом. А как ему это сделать? Он нашёл средство казаться умным: заметил, что его раб Эзоп очень умный. "Эзоп, скажи мне что-нибудь умное". Эзоп ему скажет, он выбежит из дома и повторит это, не говоря, что от Эзопа услышал. И говорит: "Я философ". А люди говорят: "Да, пожалуй, ты философ, умные вещи говоришь, которые не всякий и поймёт, не то что скажет". Таким образом он сделался самозванным философом. Естественно, это обнаружилось довольно скоро, фигура Ксанфа стала комической, а Эзопа — трагической. Человек — раб, а на самом деле — почти философ, по крайней мере, баснописец. Художник, поэт, а вынужден подчиняться такому ничтожеству, как Ксанф.
Мы должны отличать то, что в определённую эпоху кажется философским учением от того, что по-настоящему является философским учением. Все действительно философские учения - это определённые шаги в возникновении и в познании предмета философии. И совсем не все, кто выступал в то или иное время под именем философов, действительно являются создателями таких учений, т.е. теми, кто сделал вклад в развитие предмета философии. Мы в связи с этим можем провести вполне определённое различие между настоящими философами и самозванцами, которые хотели бы быть философами, но поскольку они ничего не сделали для философии, для того, чтобы возник и был познан определённым образом её предмет, они философы только по имени.
Я так это различие провёл: все философы, с которыми мы будем иметь дело в курсе "История философии" — без всякого преувеличения великие философы. В этом смысле великий философ и настоящий философ — синонимы. Либо философ великий, либо никакой, типа Ксанфа, т.е. тот, кто очень хочет быть философом, но не является им. И поэтому я не буду больше говорить "великие философы", ни к чему нагнетать такие эпитеты, да вдобавок это и не соответствует духу времени, у нас не любят великих, потому что считается, что быть великим довольно просто. Ну, как эти так называемые "звёзды" во всех областях — он ещё никому ничего не осветил, а уже звезда, потому что определённым образом продаётся... В общем, те же самозванцы.
Великих, настоящих философов немного. За две с половиной тысячи лет, наверное, не более двадцати великих философов и соответственно двадцати великих философских учений можно насчитать. Как видите, они не грибы, не во множестве растут, не каждую осень появляются. На две с половиной тысячи лет, если хотите для ровного счёта — максимум двадцать пять имён можно назвать, если по одному философу на век приходится, и то не худо. А на самом деле были и такие века, когда не было великих философов, жили тем, что открыли в предшествующее время.
Может послушать всё целиком.
https://www.youtube.com/watch?v=l4FuxXXvA1c