Форум атеистов Рунета

Текущее время: 08 май 2024, 16:24

Часовой пояс: UTC + 4 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4320 ]  На страницу Пред.  1 ... 424, 425, 426, 427, 428, 429, 430 ... 432  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 06 апр 2024, 20:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 июл 2023, 23:33
Сообщения: 1530
МФА писал(а):
Присоединяюсь к вопросу Шишкина.

за русофобию


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 07 апр 2024, 06:26 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
Скептицизм, или хорошо ли во всем сомневаться?

(Продолжение)

Как отличить здоровый скептицизм от нездорового
Но что отличает уместный и здоровый скептицизм от нездорового? Коротко говоря, стремление к истине. Как сказал академик Андрей Зализняк, «Истина существует, и целью науки является её поиск».

Можно добавить – не только науки, но и человеческой жизни вообще, и не только научной истины, но истины мировоззренческой, которая говорит о нашей цели и предназначении в мире.

Той истины, которая отвечает на вопросы: «что я могу знать?», «на что я могу надеяться?», «как мне следует поступать?».

Сомнение необходимо именно потому, что оно побуждает убирать преграды с пути к истине; оно не дает нам успокоиться на истинах контрафактных, пока мы не обретем подлинную.

За такого рода скептицизмом стоит определенного рода вера – ещё не вера в Бога как таковая, но признание определенных метафизических истин и нравственных обязательств.

Чтобы искать истину – и рассматривать слишком легкие и удобные заменители истины как соблазн, который следует отвергнуть, – мы должны верить в то, что истина существует, её возможно найти и её стоит найти. В истине есть подлинное благо.

Мы должны также исходить из того, что человеческий разум способен к познанию истины и, при всей ограниченности его возможностей, способен двигаться в правильном направлении.

Мы также должны признавать определенную нравственную мотивацию – наш долг состоит в поиске истины; а довольствоваться самообманом недостойно.

Такого рода взгляда на мир может придерживаться и атеист.

Но в его картине мира он не находит основания.

Атеизм и (не)здоровый скептицизм
Если наша способность к познанию сформировалась – как всё в нас – в ходе биологической эволюции, то мозг – это не инструмент для познания истины; это инструмент для продвижения своих генов.

Эволюция – это гонка, в которой побеждают те, кто лучше справляются с единственной задачей – оставить плодовитое потомство. Абсолютно всё в этой картине мира – избежать опасности, прокормиться, привлечь самок – подчинено этой сверхзадаче, и те, кто разбазаривают ресурсы на что-то другое, просто выбывают из гонки. Между тем, способность к познанию истины является лишней в эволюционном состязании.

Религиозные люди в целом намного успешнее в продвижении своих генов – и, если считать религию заблуждением, мы должны признать, что заблуждение относительно природы мироздания может быть эволюционно полезным, и, таким образом, эволюция явно не поощряет познания истины.

Многоженец-мормон Мэррил Джессоп произвел на свет, по меньшей мере, 54 ребенка от не менее чем 10 жен – то есть продвинул свои гены гораздо успешнее, чем кто-либо из нас; никто не сочтет это свидетельством истинности его мировоззренческих убеждений.

Если наш мозг полностью сформирован эволюцией, он вряд ли годится для поиска истины.

Впрочем, если принимать атеистическое мировоззрение всерьез, это не очень большая потеря, потому что истины о смысле и предназначении нашей жизни просто не существует – у нас нет никакого предназначения, мы порождены бесцельными силами природы в ходе совершенно бессмысленного процесса, лишенного какой-либо цели и замысла.

В этом случае в мироздании не существует и каких-либо объективных этических ориентиров. Как говорит Ричард Докинз, «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла, ничего, кроме слепого, безжалостного безразличия».

Признавать, что истина существует, её следует искать, её можно найти и её стоит найти – значит наделять мироздание (и человеческую жизнь) смыслом, которым оно бы не могло обладать в последовательно атеистической картине мира.

За здоровым скептицизмом стоит (осознаваемое или нет) мировоззрение, которое явно отличается от мировоззрения того же Ричарда Докинза.

Материализм и вера без доказательств
Есть известная цитата из британского философа и математика XIX века Уильяма Клиффорда: «Всегда, везде и для всех неправильно верить во что-либо при отсутствии достаточных доказательств». Если вы интересуетесь диалогом между верующими и атеистами, вы обязательно на неё наткнетесь.

Чаще всего её цитируют атеисты, полагая, что у веры нет достаточных оснований.

Однако с ней вполне может согласиться и верующий – разумеется, верить без обоснований неправильно.

Мы все склонны верить в то, во что мы хотим верить – и охотно доверяем людям, которые льстят нам и говорят, что мы были правы с самого начала. Это может иметь самые печальные последствия – особенно во время кризисов, эпидемий или конфликтов.

Суровый психологический аскетизм – когда мы, перед тем как поверить какому-то сообщению и переслать его дальше, тщательно выясняем, правда ли это – требует немалой дисциплины.

Ещё труднее признать что-то, что не помещается в нашу картину мира – к которой мы привыкли, с которой мы сжились, которая составляет важную часть нашей идентичности и отношений с другими.

Поэтому мы можем согласиться с призывом подвергать всё сомнению и тщательно проверять, всегда быть готовыми ответить на вопрос «откуда это стало известно?» и «надежен ли этот источник?».

Ошибка атеистов не в том, что они требуют обоснований – христиане должны им эти обоснования предоставить, благо, они есть.

Она в том, что они выводят из-под этого законного требования своё собственное мировоззрение. Какие у нас есть доказательства материализма? Какие у нас есть основания принимать его по умолчанию? Как философская концепция, он не может быть доказан научно. Невозможно поставить эксперимент и по его итогам обоснованно заявить: «Вся реальность сводится к материи, обращающейся по неизменным законам».

Материализм проигрывает по собственным правилам; у нас есть доказательства бытия Божия – которые могут убеждать вас или нет. Но у нас нет никаких доказательств истинности материализма.

Обоснованная вера
Итак, у нас нет оснований выводить из-под действия принципа «подвергай все сомнению», взгляды самих атеистов, которые этот принцип провозглашают.

Но не оставляет ли это нас в полной пустоте, без возможности знать что-либо о мире?

Прежде всего, что мы называем словом «знать»? Знание имеет различную степень очевидности. Например, я знаю, что обладаю сознанием и свободной волей. Даже если всё остальное является иллюзией, и я нахожусь внутри какой-нибудь огромной компьютерной симуляции, я могу знать, что, в любом случае, я обладаю сознанием и принимаю решения.

С несколько меньшей очевидностью я знаю о существовании окружающего мира – он, теоретически, может быть сном, галлюцинацией или чьим-то наваждением. Обычно нам в голову не приходит так думать – но, как уже давно отметили философы, строгих доказательств реальности чего-либо, кроме нашего индивидуального сознания, у нас нет. Солипсизм – убеждение, что существую только я, а всё остальное – мой сон, логически неопровержим.

Мы выбираем верить в то, что окружающий мир и другие люди существуют на самом деле.

Но здесь нас подстерегает ещё одна проблема – того, что называют «философскими зомби». Откуда я знаю, что другие люди обладают сознанием, подобным моему?

Я же не могу его видеть – всё, что мне доступно, это слова и поступки других людей. Но мы легко можем представить себе достаточно совершенного робота – первые попытки такого рода нам всем знакомы, гаджеты уже могут поддерживать несложную беседу – который бы имитировал речь и поведение человека, не обладая ничем похожим на сознание.

То есть речь и поступки, подобные человеческим, строго говоря, не доказывают, что мой ближний обладает сознанием. Но эта проблема вряд ли всерьез нас беспокоит – мы признаем в ближних подобных нам самосознающих личностей без каких-либо усилий.

Далее мы переходим к знаниям, которые мы получили от других людей. Большая часть наших знаний о мире состоит из того, что мы не видели своими глазами и не проверяли на собственном опыте.

Недавно известный певец заявил, что Земля – плоская, а все свидетельства её шарообразности – обман и надувательство. Над этим можно смеяться, но ведь, и в самом деле, очень немногие из нас летали в космос и видели Землю со стороны. Все остальные просто полагаются на свидетельства других людей.

В нашей повседневной жизни мы, как правило, опираемся не на непреложное знание, а на обоснованные, разумные предположения. Откуда я знаю, что могу доверять врачам в районной поликлинике? Могу ли быть уверен, что они не составили заговор, чтобы сжить меня со свету?

У меня нет достоверного знания об этом. Даже если бы я имел данные прослушки кабинета и знал, о чем врачи говорят до или после моего визита, я бы мог предполагать, что они обсуждают свои коварные планы где-то ещё.

Я просто исхожу из того, что у меня есть основания полагать врачей компетентными и добросовестными специалистами, у которых нет намерения причинить мне вред. На основании этой моей веры я следую их рекомендациям.

Можете ли вы знать, что пилот самолета, в который вы садитесь, не сошел с ума и не погубит себя и вас? По крайней мере, один такой случай был. Вы не знаете наверняка, но вы принимаете решение занять свое место в салоне.

Это вполне разумно – если бы мы требовали абсолютно достоверного знания в каждом случае, мы не смогли бы нормально жить и нуждались бы в помощи специалистов. Хотя, чтобы принять их помощь, нам, опять-таки, пришлось бы им поверить.

Наше знание Бога не является принудительным – мы можем отрицать Его, если захотим. Как мы можем отрицать шарообразность Земли или добросовестность врачей. Но оно является обоснованным.

Мы обладаем разумом, пригодным к познанию истины; мы обладаем совестью, которая говорит нам, что стремиться к такому познанию – наш долг и предназначение. Мы живем в мире, где расставлено множество указателей, развёрнутых в одну сторону, – у мира и у нас самих есть личностный, нравственно благой Создатель, Который наделил нас разумом, совестью и способностью к познанию.

Когда мы прилагаем критерии скептицизма к вере в Бога и к материализму, вера оказывается чем-то явно более обоснованным и прочным.

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 07 апр 2024, 06:27 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
Novy писал(а):
за русофобию

Женя русский патриот, он очень любит русских людей. Русофоб - тот, кто его забанил. Позор!

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 07 апр 2024, 16:59 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
Разбаньте Женю, это произвол! Русским патриотам затыкают рот!

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 06:38 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
Теистические основания современной науки

Миф о конфликте между наукой и религией существует на двух уровнях – историческом («религия боролась с наукой») и философском («принципы, на которых строится наука, противоречат религии»). Тезис об историческом конфликте мы уже рассмотрели в прошлой статье1 – и сегодня поговорим о другом.

Противоречит ли наука религии на уровне принципов и подходов?

Прежде всего нам стоит уточнить, что под «религией» мы, как и в большинстве случаев наши оппоненты, имеем в виду христианство. Хотя для многих атеистических авторов все религии на одно лицо, на самом деле они сильно отличаются по всем параметрам – и, в частности, по своим социальным последствиям.

В определенной среде принято противопоставлять христианство и науку. Люди исходят из того, что христианство – это «слепая вера», в то время как наука – это тщательное исследование природного мира, формулировка гипотез, готовность отбросить их как только окажется, что они не подтверждаются фактами, тщательно выстроенные методы проверки, которые позволяют нам если не полностью исключить наши субъективные предпочтения, то, хотя бы, свести их к минимуму. Наука объективна – её результаты никак не зависят от личных убеждений ученого – и поэтому является общим достоянием людей самых разных культур. В то время как представления людей о сверхъестественном и религиозные традиции весьма разнообразны.

В самом лучшем варианте, когда собеседникам указывают на верующих научных гениев (как живших в прошлом, так и ныне здравствующих), они предполагают, что речь идет о неком хобби, странности, или, в отдельных случаях, социальном конформизме.

Однако, открыв любой школьный учебник физики или химии, мы обнаружим там имена людей, живших в совершенно определенном культурном ареале (христианской Европе) и придерживавшихся совершено определенной картины мира (библейского теизма).

В других культурах, таких как греко-римская античность, Индия, Китай или исламский мир, мы можем видеть интенсивную интеллектуальную жизнь, уважение к учености, даже живой интерес к исследованию природного мира – но наука, которую мы знаем, в них не развилась. Галилея и Кеплера, Ньютона и Бойля, Паскаля и Гассенди породил совершенно определенный мировоззренческий контекст. Наука создана христианами – и этот факт не укладывается в представление о том, что наука, в своих основаниях, враждебна христианской вере.

Мы можем сказать, что интерес к исследованию природы проявлялся в самых разных культурах, и некоторые прото-научные элементы, как, например, систематические наблюдения звездного неба восходят к глубочайшей древности. Но наука требует еще одной составляющей – теоретического осмысления полученных данных, которое позволяет видеть взаимосвязь природных явлений.

Наука в этом смысле сформировалась в рамках совершенно определенного мировоззрения (христианского теизма) и именно из него заимствовала свои фундаментальные предпосылки.

Эти предпосылки вовсе не являются самоочевидными, и мы не находим их в других культурах.

Разумеется, ученый может практиковать научный метод, не являясь теистом. Христианин Френсис Коллинз или атеист Ричард Докинз могут быть в этом одинаково успешны.

Однако основания этого метода, та картина мира, который он предполагает, носит именно теистический характер. Разумеется, для части читателей это прозвучит как возмутительная ересь. Многим из нас со школьной скамьи внушали, что дело обстоит ровно наоборот: наука освобождает нас от «религиозных предрассудков» и ведет в светлое царство «научного атеизма», и это успело стать неотъемлемой частью картины мира.

Так бывает – многие представления о мире и человеке, укорененные в христианской традиции, в наши дни воспринимаются как само собой разумеющиеся, вне породившего их контекста, хотя вне его они начинают неизбежно размываться.

Поэтому этот вопрос стоит рассмотреть подробно.

Но прежде всего нам стоит разъяснить одно постоянно возникающее недоразумение. Люди часто говорят о том, что «наука исключает сверхъестественное», «любой ученый в своей лаборатории является атеистом, даже если лично он верит в Бога» и тому подобное. Такие суждения связаны с путаницей между суждениями о методе и суждениями о реальности, о чем стоит сказать несколько слов.

Как не заблудиться в двух натурализмах
Наука предполагает принцип методологического натурализма, то есть ученый исходит из того, что предмет его рассмотрения – это природа как система причинно-следственных связей, взаимодействия внутри которой определяются безличными и неизменными законами.

Чуть дальше мы поговорим о том, как этот принцип был порожден библейским теизмом, но пока остановимся на том, что он является ключевым для естественных наук. Наука не занимается сверхъестественным – и не имеет для этого инструментария.

Она действительно «исключает сверхъестественное», но не в том смысле, что «отрицает», а в том, что сверхъестественная реальность находится вне поля её зрения. Ученый в своей лаборатории является именно методологическим натуралистом – что совершенно не предполагает атеизма.

Атеизм связан с натурализмом другого рода – философским или метафизическим натурализмом. Это представление, полагающее, что вся вообще реальность сводится к природе в вышеупомянутом смысле, и любые события могут быть результатом только предыдущих состояний системы и неизменных естественных законов.

Метафизический натурализм имеет очевидную проблему: людей, действия которых явно не могут быть описаны в рамках законов природы. У людей есть сознание и свободная воля. Мы не будем сейчас подробно на этом останавливаться – только отметим, что наука как таковая не предполагает метафизического натурализма, а только методологический.

Принципы, лежащие в основании науки, и их библейские корни
Вера в рациональную упорядоченность мироздания
Альберт Эйнштейн (который не был верующим в сколько-нибудь ортодоксальном смысле) сказал: «Наука может быть создана только теми, кто насквозь пропитан стремлением к истине и пониманию. Но источник этого чувства берет начало из области религии. Оттуда же – вера в возможность того, что правила этого мира рациональны, то есть постижимы для разума. Я не могу представить настоящего ученого без крепкой веры в это».

В самом деле, в основании науки лежит «вера в рациональную упорядоченность мироздания» и в нашу способность эту упорядоченность познавать.

Вселенная обладает структурой, которую мы можем понять и описать математически. Математик Евгений Вигнер в 1960 году назвал это «Непостижимой эффективностью математики». Как пишет Вигнер, «чрезвычайная эффективность математики в естественных науках есть нечто загадочное, не поддающееся рациональному объяснению... Существование „законов природы” не столь уж естественно и самоочевидно и ... способность человека тем не менее открывать законы природы ещё более удивительна»2.

Вигнер обращает внимание на «чудо, состоящее в способности человеческого разума нанизывать один за другим тысячи аргументов, не впадая при этом в противоречие, или два других чуда – существование законов природы и человеческого разума, способного раскрыть их... Математический язык удивительно хорошо приспособлен для формулировки физических законов. Это чудесный дар, который мы не понимаем и которого не заслуживаем».

Для великих деятелей научной революции в таком рациональном устройстве мироздания не было ничего неожиданного.

Как писал Иоганн Кеплер в письме к своему другу и наставнику, немецкому астроному Михаэлю Местлину,

«Бог, Который утвердил всё в мире согласно с численными нормами, наделил человека разумом, который способен постичь эти нормы»3.

В письме к другому своему другу, Герварту фон Хохенбургу, Кеплер писал:

«Эти законы постижимы для человеческого разума. Бог создал нас по Своему образу и хочет, чтобы мы познавали их, и таким образом, проникали в Его собственные мысли... и, если благочестие позволяет нам сказать так, наше понимание в этом отношении подобно божественному, по крайней мере, настолько, насколько мы можем постичь это в нашей временной жизни»4.

Галилей в «Диалогах о двух главных системах мира» пишет:

«Истина, познание которой нам дают математические доказательства, та же самая, какую знает и божественная мудрость... познание наше и по способу, и по количеству познаваемых вещей бесконечно превзойдено божественным познанием; но на этом основании я не принижаю человеческий разум настолько, чтобы считать его абсолютным нулем; наоборот, когда я принимаю во внимание, как много и каких удивительных вещей было познано, исследовано и создано людьми, я совершенно ясно сознаю и понимаю, что разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных»5.

Основатели европейской науки ожидали логики в мироздании, потому что верили, что мир создан и поддерживается в бытии Логосом; они верили в законы природы, потому что верили в Законодателя.

(Продолжение следует)

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 12:35 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
Где обсуждения статей? Почему никто тут не общается? Для кого я пишу?

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 13:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 авг 2012, 11:10
Сообщения: 19176
Крестоносец писал(а):
Для кого я пишу?


Для Хабиббуллина.

_________________
Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьёз – вам из неё живьём всё равно не выбраться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 14:26 
Не в сети
Заблокирован временно
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 авг 2022, 10:56
Сообщения: 2749
Откуда: Оренбург
МФА писал(а):
Для Хабиббуллина.


Этот?

https://www.youtube.com/watch?v=ErT99WCFSsg

_________________
Я - православный! Иисус -наш Господь и Спаситель!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 15:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 июл 2023, 23:33
Сообщения: 1530
Крестоносец писал(а):
Где обсуждения статей? Почему никто тут не общается? Для кого я пишу?

Пиши кратно , слишком длинные статьи
бог всепрост и очевиден -чем длиннее статья тем она более атеистическая


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проповедь Крестоносца
СообщениеДобавлено: 08 апр 2024, 16:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 19 авг 2012, 11:10
Сообщения: 19176
Он не может по другому, ибо ксерокс.

_________________
Что бы там ни было, никогда не принимайте жизнь слишком всерьёз – вам из неё живьём всё равно не выбраться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4320 ]  На страницу Пред.  1 ... 424, 425, 426, 427, 428, 429, 430 ... 432  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [Bot] и гости: 134


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB